Найти в Дзене
инсайдер

Кем был Рома Абрамович до того как Романом Аркадьевичем стал

Существуют две основные версии возникновения знакового феномена – российских олигархов, кучки людей, внезапно ставших обладателями огромных состояний. Первая – в основе их богатств лежат бандитские деньги, они преумножались исключительно криминальными способами. Вторая – чубайсовско-гайдаровской компанией совместно с «семьёй» была отобрана группа мажоров. Они были назначены «операторами» для реализации приватизации богатств страны в интересах правящей верхушки. Деньги текли к ним сами, но они ими не владеют, а являются лишь видимостью для публики с целью скрыть истинных хозяев. Возможно, но … Раз они олигархи, то по определению когда-то должна была произойти смычка каждого из них с властью, они должны были попасть в поле зрения, заинтересовать и быть допущены в круг лиц, принимающих решения. Как это происходило у будущих богачей, нынешних героев светских и бизнес-новостей? Откуда они взялись? Ну не в пробирке же их, в конце концов, выращивали. Посмотрим на начало пути не самого нынче

Существуют две основные версии возникновения знакового феномена – российских олигархов, кучки людей, внезапно ставших обладателями огромных состояний. Первая – в основе их богатств лежат бандитские деньги, они преумножались исключительно криминальными способами. Вторая – чубайсовско-гайдаровской компанией совместно с «семьёй» была отобрана группа мажоров. Они были назначены «операторами» для реализации приватизации богатств страны в интересах правящей верхушки. Деньги текли к ним сами, но они ими не владеют, а являются лишь видимостью для публики с целью скрыть истинных хозяев.

Возможно, но … Раз они олигархи, то по определению когда-то должна была произойти смычка каждого из них с властью, они должны были попасть в поле зрения, заинтересовать и быть допущены в круг лиц, принимающих решения. Как это происходило у будущих богачей, нынешних героев светских и бизнес-новостей? Откуда они взялись? Ну не в пробирке же их, в конце концов, выращивали.

Посмотрим на начало пути не самого нынче богатого, но, пожалуй, самого известного олигарха – Романа Абрамовича.

Если бы не пресловутый пакт Молотова-Рибентропа, вряд ли мы о нём сейчас говорили. И всё потому, что дед Романа (по местному - Нахманас Абрамовичус) был состоятельным жителем литовского городка Таураге, в 1940-м году ставшим советским. Именно зажиточность стала причиной неоднозначного парадокса: с одной стороны, советские органы поступили с Абрамовичами жёстко и выслали их в республику Коми, но с другой – это спасло еврейскую семью от гарантированного уничтожения во время нацисткой оккупации Литвы. Правда, дед в 1942 году погиб при несчастном случае в красноярском лагере. Зато его жена (бабушка Романа) смогла вырастить и дать каждому высшее образование трёх сыновей – Аркадия (поначалу - Арона), Лейба и Абрама.

Будущую мать Романа, Ирину Михайленко, в начале войны эвакуировали с Украины в Саратов, где она и познакомилась со студентом-заочником автодорожного института Аркадием Абрамовичем. Молодые люди поженились и 24 октября 1966 года там же, в Саратове, у них появился первенец, которого назвали Романом. Вскоре новая семья вернулась в столицу республики Коми Сыктывкар.

Отец Романа работал руководителем-снабженцем в строительном объединении, мать давала уроки музыки. Жили счастливо, но не долго – за день до первого дня рождения сына мама Романа умерла от лейкоза. Через 18 месяцев трагически погиб отец. Так в 2,5 года Рома Абрамович стал круглым сиротой.

Поначалу его забрал в свою семью дядя Лейб, который трудился начальником управления рабочего снабжения «Печорлеса» в городе Ухте в той же Коми-республике. Позиция снабженца в СССР позволяла жить безбедно, да и Рома до школы не знал, что он приёмный ребенок. Всё было нормально, но братья решили, что в Москве ему будет лучше, и во втором классе он перебрался ко второму дяде, Абраму, который к тому времени уже закрепился в строительной сфере столицы.

Мальчика отдали в обычную, но довольно престижную, школу №232, которую он и закончил в 83-м с весьма скромным аттестатом – ни одной пятерки.

Надо сказать, что к настоящему времени есть довольно много воспоминаний о школьных годах Абрамовича. Этому посодействовали многочисленные журналисты и прочие исследователи, которым с определённого момента персона Абрамовича стала жутко интересна. Кто-то из авторов, как А. Хинштейн, заранее негативно относился к нему, но обобщённо получается следующее:

- учился средненько (что понятно из итогового аттестата), но пользовался уважением товарищей и учителей. Его ценили за ровный бесконфликтный характер, надёжность и организаторские способности.

- в школе московские мажоры его даже не пытались чморить, хотя сиротско-провинциально-еврейское «наследство» давало основания к такому развитию событий. Как-то он смог изначально себя поставить, не спекулируя своим грустным прошлым.

- он не был изгоем, но и сам не чурался своих товарищей и был нормальным пацаном с присущими своему возрасту атрибутами поведения и интересов.

- радовал своим поведением своих родственников-опекунов, но не садился излишне к ним на шею в материальном плане, хотя такая возможность была. На всякие магнитофоны и джинсы зарабатывал сам – фарцевал у столичных гостиниц сигаретами.

По окончании школы, очевидно объективно оценив свои способности к поступлению в столичный ВУЗ, Роман вернулся в Ухту, где стал студентом лесотехнического факультета местного индустриального института. Возможно, отсутствие особого рвения к учёбе сказалось на том, что со второго курса его забрали в армию. 1984 – 86 г.г. Абрамович прослужил рядовым в СА.

И опять, по воспоминаниям сослуживцев, – будучи салагой сумел выстроить нормальные отношения с дедами, а, став сам дембелем, не стал сволочью.

Дембельнувшись из армии, Роман и не подумал продолжать учёбу в институте. К слову, свои корочки о высшем образовании он получит только в 2001-м году, уже будучи миллиардером и чукотским губернатором, для проформы заочно закончив Московскую юридическую академию.

А сейчас, в 86-м, какая к чёрту учёба – Горбачёв, перестройка, всеобщий дефицит и, одновременно, начало коммерциализации населения. То, что было вчера совершенно нельзя, сегодня становилось можно.

Роман считает, что то, что ему нужно от жизни (а он и тогда знал что), он может получить с помощью денег. Нужно лишь проявлять смекалку, искать возможности и, конечно, много работать. А то, что достигнуто, - не прожирать, а инвестировать в следующий этап.

Он начинает зарабатывать так, как многие начинали в то время: закупал в Москве ширпотреб, галантерею, продукты и сбывал в той же Ухте. Работал в чужом кооперативе. Пока не встретил одного кисловодского бизнесмена, который у себя дома производил полимерные игрушки (зайчиков, котиков) и возил в Москву. Познакомились, Роман понравился и стал торговым представителем кооператива «Уют» в Москве за 20% от продаж. Раскрутил дело так, что перестало хватать кисловодского товара, арендовали завод «Альфапластик» в Московской области. Эта работа продолжалась несколько лет и принесла Абрамовичу те деньги и опыт, с которыми можно было двигаться дальше на качественно другом уровне.

В 91-м ситуация в стране изменилась ещё более кардинально. Абрамович открыл целый ворох фирм в различных сферах бизнеса – от ремонта автомобилей до издательской деятельности – и продолжил увеличивать свои финансовые возможности. Вскоре Абрамович с проверенными товарищами сумели взяться за торговлю нефтепродуктами, производимыми различными НПЗ страны. Вставал вопрос о создании собственной нефтяной компании.

* * *

На этом мы заканчиваем хронологическое описание пути Абрамовича, потому что дошли до того рубежа, который нас интересовал. Впереди был Березовский, Коржаков, ельцинская «семья». Роман вошёл в этот круг приближенных к высшей власти людей живущих по своим законам, стал его частью. Стал олигархом.

Нас же интересовал предшествующий отрезок его жизни, чтобы понять «как он дошёл до жизни такой», чем он отличался от большинства соотечественников и, в конце концов, - что он за человек. Мы не прокуроры и не судьи, но мы жили в одной стране в одно время и хорошо его помним. Мы перелопатили множество материалов связанных с именем Абрамовича, чтобы получить собственное, а не навязанное кем-то, мнение о нём. Может быть что-то нами упущено, а что-то надёжно скрыто, но у нас получилось примерно так:

- до перехода к «олигархическому состоянию» Роман уже был успешным бизнесменом. К 93-му году, в свои 27 лет, он уже был долларовым миллионером и, при этом, - сделал себя сам.

- не видно, чтобы кто-то, вроде папы министра или дяди члена ЦК, расчищал ему путь. Он явно не выходец из ОПГ, он не облегчил себе жизнь, женившись на дочке влиятельного бонзы. Наоборот, его жёны – простые женщины, а то, что он с ними разошёлся – обычная история обычного человека.

- он поступал порядочно и со своими женщинами и со своими товарищами из бизнес-молодости – сейчас они тоже миллиардеры.

- он чурался политики и был лоялен к власти и законам – тем, которые существовали в конкретный момент. Но и использовал те окна, которые открывались рядовому гражданину, без промедления и на полную катушку.

Получается, что Роман Абрамович до начала 90-х был в таких же условиях, имел такие же возможности, был так же уязвим, как и мы. Вспомните то время или спросите у родителей – многие начинали так, как он. Но мы не миллиардеры, а разбирать справедливость мудростей типа «не в деньгах счастье» - это не к нам.

Так в чём же дело, отличался тот Рома Абрамович от нас, или как? Мы думаем - да, но это не поцелуй Бога. Просто у него был (наверное, есть и сейчас) стержень. Личный стержень, который не имеет ничего общего с брюзжащей демагогией на кухне или с приятелями по гаражному кооперативу за пивком. То, что не даёт остановиться на пути к цели, пусть и нарисованной в юности из фильмов и журналов про красивую жизнь.

Сколько из нас остановилось в те годы, едва достигнув какого-то благосостояния, купив, наконец, квартиру и машину, жене шубу, а себе малиновый пиджак? Сколько тупо спилось на всяких презентациях? Сколько не смогли преодолеть лень, трусость и всякие «жизненные обстоятельства»? Жить «как все», а тем более - «получше, чем многие», законное право каждого, которое было тогда и в не меньшей степени существует сейчас.

Но мы лично кидать камни в Романа Абрамовича не готовы, хоть он и олигарх с яхтами.

Посмотрим, что получится с другими завсегдатаями российского списка Forbes.