Обзор фильма "Черная тьма" (Pitch Black) 2000 года
Практически всем начинающим режиссерам по ночам снится, наверно, один и тот же сон: они снимают за копейки красивый фантастический ужастик, а после с чувством глубокого удовлетворения за чашечкой утреннего кофе коллекционируют восторги критиков по поводу их творения, на все голоса пророчащие фильму статус неувядающего шедевра и “убийцы” “Чужого”.
Для этого эти самые режиссеры готовы пойти практически на все, но так как в области спецэффектов уже никого ничем не удивишь, приходится искать другие пути. Девид Туохи выбрал не самый неудачный, надо сказать. Сделать главного героя убийцей, не знающим сожаления, то и дело норовящим бросить всех своих попутчиков к чертовой матери и свалить на своих двоих к спасательному кораблю – на это надо немало храбрости и, как бы это странно не звучало, таланта.
Это практически антипод для другого хита 1999 года, “Глубокого синего моря”, при всей их жанровой и стилистической идентичности. С одной стороны мы имеем Томаса Джейна, рискующего своей жизнью направо и налево для спасения хоть кого-то из сопровождающих его людей, и с другой – Вин Дизел, молчаливый волк-одиночка, не гнушающийся тем, чтобы прикончить кого-то неугодного прямо на месте, после этого сбежав от остальных людей, рассчитывающих на него, только потому, что они ему мешают.
Но, как бы это ни было парадоксально, оба этих героя одинаково харизматичны, при этом для того, чтобы сделать обаятельным насквозь положительного героя, много умения не надо, в то время, как заставить симпатизировать зрителя подобному мерзавцу, которого играет Дизел, задача на порядок сложнее. Тут как нигде надо обращать внимание на любые мелочи, касающиеся его героя, на то, как он ходит, как он смотрит, как он выглядит, наконец. И в результате получается настоящий мачо, крутой до невыносимости и настолько же опасный – это сквозит буквально в каждом его движении.
И создателям “Черной тьмы” это удалось в полной мере, в Риддике есть то, чего так не хватало Нео в “Матрице” и тому же Картеру из “Глубокого синего моря” – здоровой доли цинизма пополам с эгоизмом. Что же до собственно фильма, то полностью описать то, что он из себя представляет, можно попробовать как гибрид из “Чужих”, “Мимика” и “Глубокого синего моря”. Если копать глубже, то “Черную тьму” даже можно обозвать плагиатом с любой из этих трех лент – цитаты и отсылки встречаются буквально каждую минуту, при этом не закрывая собой индивидуальность фильма, а наоборот, как бы ее оттеняя.
Вряд ли фильм можно назвать фантастикой в чистом виде – если копать глубже в научное или хотя бы логическое объяснение происходящего, то можно с легкостью увидеть немеряное количество ляпов (хотя бы тот факт, что монстры, гоняющие героев на протяжение всего фильма, за последние 22 года очевидно ничего не ели – никакой другой живности, кроме новоприбывших, на планете вроде как нет). Однако для вашего же блага я призываю вас не обращать на это внимание и просто смотреть картинки, благо посмотреть есть на что – спецэффекты очень приличные. Монстры, хоть их показывают и нечасто, выглядят на все сто, а подобной красоты космические виды даже сейчас сложно встретить.
Впрочем, к изобразительной части есть несколько претензий немного другого рода: в погоне за оригинальностью и “крутизной” создатели явно переборщили с монтажом и операторскими извращениями, это очень видно во второй четверти фильма, когда развитие действия немного приостанавливается, и нам приходится смотреть на Вина Дизела во всех возможных ракурсах, при этом пытаясь продраться сквозь сверхбыстрый монтаж в духе Оливера Стоуна 90-х.
Психологическая часть также сделана не особо убедительно и местами попахивает откровенной халтурой – подобные вещи делать без длительной подготовки зрителя к ним не принято (Вин Дизел, буквально обвивающий Радху Митчелл подобно змею-искусителю в одной из сцен ближе к середине фильма вызывает лишь недоумение и раздражение). Это фильм действия, и таковым он и должен был быть, не пытаясь углубляться в какие-то другие жанры. К счастью, похоже, что это понял и Туохи, сведший подобные сцены к минимуму, сосредоточившись на чистом экшене на протяжение всей второй половины фильма.
По поводу экшена же и сказать-то особо нечего – хороший образчик для 90-х годов, быстрый и активный, с неожиданными поворотами сюжета и полным комплектом в виде выпрыгивающих из казалось бы ниоткуда монстров. Жаль только, что актерам раздали сценарий перед съемками – все те, кто обречен на смерть, играют настолько вяло и маловыразительно, что уже подсознательно начинаешь торопить их палачей, чтобы они облегчили их мучения.
Факты:
Бюджет у картины был не в пример для подобного жанра смехотворный – 23 миллиона. Туохи решил пойти по пути Верховена с его “Звездным десантом”, набрав в каст малоизвестных и начинающих актеров, чтобы больше денег можно было потратить на спецэффекты. Расчет оказался верным, мгновенно сделав Дизела “подающим большие надежды”, а картине обеспечив кругленькую сумму в 40 миллионов прибыли.
Оценили фильм и и критики – академия фильмов научной фантастики, ужасов и фэнтези номинировала ленту в категории “лучший фантастический фильм”, но она же и прокатила на собственно вручении, отдав награду “Матрице”. После всего этого было бы странно, если бы Туохи не захотел сделать продолжение…