Найти тему
ТАНИ и MONEY

Сказать кредиторам о своем положении или держать покер-фейс?

Татьяна:

Сейчас я стараюсь не врать. Особенно кредиторам. Если дела мои плохи, им стоит об этом знать. Но думала я так не всегда.

Сейчас я уверена, что не надо врать ни о потере работы, ни о болезни. Ни о всяких других неприятностях и напастях. Да и вообще, если и стоит о чем-то врать людям, так только из благих побуждений - как хорошо было с сексом и "ты ни капельки не потолстела".

Но пару лет назад я считала, что поступлю нечестно, если признаюсь в том, что денег на платеж нет. Умри, продай последнее, только заплати по кредиту. И ни за что не признавайся, что положение у тебя аховое. Вот тогда все будут считать меня честным человеком. Хотя по факту получается, что платеж мне не по силам, и я вру как сивый мерин - к тому же в довольно серьезных вещах, давая людям надежду на то, что я смогу выплатить этот непосильный для меня кредит.

Я поменяла мнение после разговора с одним знакомым банкиром.

Он рассказал мне о том, что банк закладывает в процентную ставку определенный процент и весьма немалый, тех заемщиков, которые кредит не вернут. По потребительским кредитам это примерно 30%. Поэтому и ставки по таким кредитам так высоки - в них уже прошит процент невозвратов.

По ипотеке предполагается, что где-то 10% заемщиков не смогут платить рано или поздно. И ставки за кредит пониже.

Поэтому рвать на себе последнюю рубаху, пытаясь заплатить по кредиту еще один платеж, просто неразумно по отношению к себе. Потому что, пока мы платим по высоким ставкам, мы платим за себя и за тех, кто перестал платить кредит раньше.

Я так переживала, что у кредитора случится нервный срыв! А моего менеджера в банке накажут! Как же я заблуждалась! Никаких наказаний за количество неплатежей в банках не предусмотрено.

Банкиры в своей массе вполне психически устойчивые ребята и информацию о моих проблемах переносят без эксцессов. А убедившись в честности заемщика и его желании выбираться из сложной ситуации, могут и сами предложить какой-то выход.

Да и самопомощь никто не отменял.

Таня:

В советское время существовала заметная прослойка людей, которые считали, что людей обманывать нельзя, а государство - можно. То, что государственное - оно как бы ничьё. Именно эта прослойка лихо поперла в бизнесе в 90-е. Вот от них и укоренилось в детях странное кокетство - когда стыдно признаться кредитору, в том что ты неплатежеспособен. Потому что кредитор - это явно не государство и нам не всё равно, что он о нас подумает. Грубо говоря, когда мы врем и изворачиваемся с целью выглядеть красиво - мы врем не государству, а человеку (но банк - не человек!).

А сейчас, действительно, снова все меняется. Скажем, у меня есть знакомый типчик, который обожает халяву. Если он едет по делам и видит, что на газоне лежит бесхозный песок или утеплитель - обязательно придумает способ утащить его себе. Потому что "ничьё". Хотя новая тенденция обратная - быть честными перед государством, но обманывать всех остальных.

Впрочем, это все лирика. А правда в том, что признаться в своей неплатежеспособности нужно один раз. А врать, изворачиваться и отравлять себе жизнь можно долго. Годами! Как ни странно, признавшись кредиторам честно, ты почувствуешь сильнейшее облегчение.

И да: повторю снова - то, что у тебя нет денег сейчас - это никакой не позор. Вся страна сейчас в таком положении. Поэтому враньем ты себе не поможешь, а правдой -запросто.