Найти в Дзене

Почему многим детям-левшам учиться трудно.

Продолжаю разговор про детей-левшей, начатый здесь. Оговорюсь, речь не идёт о вынужденных левшах, т.е. праворуких людях, ставших левшами под влиянием непреодолимых внешних обстоятельств (травм, инсультов, ДЦП и т.п.)

Левша левше рознь. У меня учился Тимур - умница, отличник, уравновешенный человек без тени невротичности, почерк идеальный, хоть на стену в рамке вешай. Закончил успешно Бауманку. И в этом же классе училась Зина - ребёнок, не вылезающий от логопеда и невролога, с корявым почерком "попробуй разбери" и массой ошибок в тетрадках. Каждый учитель начальной школы может вам привести подобные примеры. В принципе, чем это отличает левшей от правшей? Да ничем. Текст моей же статьи "Что ещё мешает ребёнку учиться? (кроме СДВГ)" это хорошо иллюстрирует.

Поэтому, если ваш ребёнок - левша, вы его не переделываете на свой лад, и у него нет проблем с психикой и учёбой, он живой и жизнерадостный - отлично! С мешающими бытовыми неудобствами типа дверных ручек он чудесно справится. И эта статья не о нём.

А что мешает хорошо учиться ребёнку-левше? Да то же самое, что и правше (и медицинские исследования это подтверждают): патология беременности и родов, родовые травмы, гипоксия, низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д. Всё это влечёт за собой мозговые дисфункции у ребёнка. В том числе - дисфункцию левого полушария. А оно отвечает:

а) за речь и артикуляцию (отсюда распространённые у детей-левшей нарушения речевого развития) - здравствуй, тётя-логопед;

б) за звуковой анализ слов: пропуски, перестановки, замены букв при письме, слитное написание слов в предложении и т.п.; трудность письма под диктовку;

в) за восприятие символики (букв и цифр в том числе): долго не можем запомнить образ буквы и цифры, похожие - путаются, зеркалятся (Интересный факт: люди лучше узнают цвета и лица на фотографиях, если их показать в левом поле зрения, т.е. для правого полушария, а слова, буквы и цифры - в правом поле зрения, т.е. для левого полушария);

г) за осознанное, подробное, медленное письмо (например, лекции левше будет намного легче записывать тезисно или в виде зрительных опор: схем, "карт памяти" и т.п.).

Люди - существа ассиметричные. Вот иллюстрация ассиметрии мозга.

-2

Моторные (двигательные) пути, как вы видите, перекрещены. Поэтому при поражении левого полушария может возникать патологическая леворукость и гиперактивность правого полушария (то, о чём говорит нейропсихолог Визель Т.Г.). А может и не возникать! Т.е. при поражении левого полушария ребёнок необязательно родится леворуким. По той причине, что нервных волокон от мозга в целом от обоих полушарий больше идёт к правой стороне тела. На картинке этого не видно, но это объясняет количественное преобладание правшей.

Интересный факт: у 95 % правшей и 70 % левшей речь контролируется левым полушарием. Оставшиеся 30 % левшей разделились на две равные группы - у 15% речь контролирует правое полушарие (здесь же 5 % правшей присоседились) и у 15% - двусторонний контроль. Поэтому есть вполне себе благополучные левши (как мой ученик Тимур).

Если правое полушарие работает за двоих, понятно, почему у левшей часто нарушены и зрительно-пространственные функции (зрительные поля): ребёнок не видит начало или конец строки, не видит целую область изображения на листе (углы или центр, или боковую сторону), не может перерисовать картинку правильно. Эти функции могут конкурировать с речевыми не в свою пользу.

Очень подробно обо всём этом написано у Марьяны Безруких в книге "Леворукий ребёнок в школе и дома".

Мне, как маме леворукого сына, было неважно, патологический он левша или натуральный (мать-природа пошутила). Все вышеописанные пункты а, б, в, г плюс нарушение зрительных полей ребёнок поимел в полном объёме и полегчало ему только к 17-18 годам, когда включилась осознанность.

Продолжение следует.