Найти в Дзене

Тени прошлого

Перед началом спектакля режиссер обращается к не крупным детям, сидящим впереди на подушках: «Вы не тревожьтесь, что в программке написано 12+. На самом деле это спектакль для взрослых...

А вообще-то мы так и думали...

Вспоминаю роскошного «Ворона» Карло Гоцци (опера И. Зубкова), которого поставили когда-то в школе «Муми-тролль» Катя Поспелова и Женя Шахотько. Силами, между прочим, школьников. И валила на этот спектакль, между прочим, всякая театральная общественность, знакомая Кате... Как-то уже много лет спустя пригласила я в школу Николая Михайловича Шейко лекцию прочитать детям про комедию дель арте. Режиссер вошел, осмотрелся и говорит: «А я здесь был... «Ворона» смотрел, помню...» Тот «Ворон» был просто как мечта, даже трудно поверить, что все это, точно, было... Так вот Катя говорила тогда, что хороший спектакль – для всех: от 6 до 100 примерно. Не поручусь, что точно помню возрастные рамки, но смыл вот такой...

Почему мне сейчас вспомнилось? Речь о детском взрослом спектакле «Театр теней Офелии» по сказке Михаэля Энде. Михаэль Энде – немецкий писатель, автор «Истории, конца которой нет» – одной из самых изумительных детских взрослых книг ХХ века. А спектакль поставили в Новокуйбышевске режиссер Денис Бокурадзе и Артем Филипповский. Его показали вне конкурса на Золотой маске.

История простая. Родители одной девочки почему-то мечтали, чтоб она стала актрисой и назвали дочь Офелией. Голос только был тихий. Застенчивая девочка, видать, оказалась. Так что стала суфлером. Небольшой театрик располагался в крохотном городке, и все стали уезжать из него в большой. Шли годы. Городок хирел. Театр закрылся. Фройляйн Офелия принялась воспоминать и грезить, в ее доме поселились тени, с которыми она разучивала и воплощала великие пьесы... И даже отправлялась, бывало, на гастроли. Однажды к Офелии пришла большая черная тень, честно назвалась по имени, но добрая старушка согласилась приютить и ее... Театр Офелии и теперь дает представления – ангелам. Не исключено, что и самому Господу Богу...

Артисты Любовь Тювилина и Василий Яров рассказывают сказку и читают стихи Давида Самойлова: «Подставь ладонь под снегопад...» Еще двое управляются с маленьким переносным кукольным театриком. Все они – как будто сами персонажи кукольной комедии дель арте... На маленьком подиуме – светящиеся уютные домики, совсем крохотные жители, путники... Офелия... На заднем плане сверкающий изнутри собор. На переднем – театрик. Совсем как настоящий, с занавесом: театрик на сцене театрика на сцене театра... В самом маленьком идет спектакль, предположим, сцена из «Гамлета»...

Спектакль кончается – большие живые куклы убирают с подиума театрик. Гаснет и исчезает собор... И городок без них гаснет и превращается в руины...

Тут масштаб куклы Офелии меняется: она вырастает и как будто из призрачного далека приближается к нам. Видна становится улыбка на лице... И появляются тени – остроумно нарисованные, веселые и грустные, понятные и – из философии... Художник спектакля – Алиса Якиманская. Композитор – Арсений Плаксин (и в «Короле Лире» музыка была его).

В этом спектакле – та же нота, что в «Снеговике» Жени Шахотько. Они совсем разные, но – та же нота. Может, поэтому я и вспомнила «Ворона»...