Найти в Дзене
Книжная полка лиса

Если не можешь вытянуть из человека струну, то хотя бы дотронься до неё

Яна Лехчина "Год Змея"

Книга удивительной атмосферы. Описания завораживают, будь то самоцветные горные пещеры или лесные чащи, овеянные колдовскими тайнами. История - словно палитра красок, мозаика, собранная из легенд и ярких образов. В ней славянские напевы переплетаются со скандинавскими мотивами и сказаниями горных народов, создавая нечто самобытное, знакомое с детства и в то же время ни на что не похожее. Многообразие народов и территорий, символов и характеров создают удивительное полотно: чем внимательнее смотришь, тем больше видишь. Так простая, казалось бы, история о драконьих невестах обретает свой исток в далёком прошлом, когда княжеские сыновья развязали войну. И ты понимаешь, что дело не в жестоком обряде, а в не знающей границ материнской любви и в жажде власти. Многогранность - то, что отличает «Год Змея». Многогранность образов в том числе.
Так, Сармат - хитрый, лукавый, беспринципный, но... У медали две стороны: Сармат умён и отлично знает, как добиться расположения - женского расположения. Он обаятелен, хотя и безмерно жесток: романтикам захочется, чтобы одна из невест смогла перевоспитать его, но история Яны Лехчиной совсем не об этом. И не о невестах, хотя каждая из них - маленький самоцвет в сокровищнице дракона. Гранатово-яркая, киноварно-красная Малика Горбовна, истеричная, вспыльчивая и гордая; невзрачная Кригга, тихая, но наблюдательная, недооценённая многими - кусочек яшмы среди сверкающих алмазов, но и яшма по-своему ценна, а Кригга - умна и практична; и, наконец, Рацлава - голубой опал, холодная, но со своими тайнами - расшевелить бы её, но такое, кажется, даже харизматичному Сармату не под силу.
Ещё один достойный внимания женский персонаж - воительница Совьон, суровая и прекрасная, хотя лично во мне рождает десятки противоречий - тем и притягательна. К концу книги мы знаем о ней уже довольно много, а она остаётся всё такой же загадочной.
Из мужских образов самым неоднозначным видится Ярхо-предатель - его каменное сердце не дрогнет, но живое сердце читателя - вполне. Достаточно лишь немного поразмышлять о том, что сделало его тем, кем он стал. Вообще история пятерых братьев - это что-то по Фрейду, где все проблемы из детства: автор умело манипулирует отбытиями, показывая нам, как настоящее завязано на прошлом. И о «Годе Змея» с его многообразием персонажей и историй можно говорить без конца. Но лучше прочесть

Говорят, в Княжьих горах обитает чудовище — человек, превращенный в дракона тысячу лет назад. Сармат хитер и жаден, его чертоги полны сокровищ и пленных, каждый из которых не доживет до следующего года. Каменная орда под предводительством его брата, грозного Ярхо-предателя, совершает набеги и вызывает трепет у людей от южных низин до льдов севера.
Вооруженный отряд везет Сармату откуп: богатства и драконью невесту, слепую Рацлаву. И у девушки нет ни красоты, ни особенного дара — лишь свирель, которая режет ее руки. Горные хребты, заснеженные пустоши, разбойники и колдуньи-оборотни — этот путь будет длинным…