Человечество уже давно привыкло подвергать все измерениям и вычислениям. Для этого существуют разные единицы измерения, будь то джоули, метры, секунды или доллары. Но как измерить то, для чего нет своих единиц? Как отличить "плохой" фильм от "хорошего"?
И тут бы можно было остановиться и сказать - но ведь есть критики фильмов и другого вида искусства, есть специальные сервисы, на которых у каждого фильма есть свой рейтинг - чем не оценка? Вопрос лишь в том - можно ли назвать это объективной оценкой.
Результат работы многих других профессий мы легко можем измерить и практически однозначно сказать "хорошо" она выполнена или "плохо". Если команда строителей построила дом в срок, и он построен качественно - значит они выполнили свою работу хорошо, если же срок завален, а у дома обвалилась крыша через месяц - значит плохо. Если таксист довез вас до пункта назначения без происшествий и не нарушал правил - значит он хорошо справляется со своей работой. Конечно, тут можно докопаться до мелочей, но в целом, мы легко можем объективно оценить такой результат.
Но как оценить работу дизайнера, художника или съемочной группы? Ведь нет никаких объективных критериев оценки качества. И тут можно постараться подобрать несколько вариантов - кассовые сборы фильма, оценки критиков, стоимость картины на аукционе, UX, но все эти критерии - крайне субъективны.
Вы спокойно можете открыть metacritic и взглянуть на оценки/отзывы под недавним «Three Billboards, Outside Ebbing, Missouri», и сразу увидеть там огромные расхождения в оценках, как от критиков, так и от обычных пользователей.
Общая оценка фильма составляет 88 и 7.3 от критиков и пользователей соответственно. И, вроде, из нее следует, что фильм хороший, кассовые сборы тоже удачные, но полистав ревью от людей, вы увидите, что недовольных там достаточно много.
И такие оценки просто не могут быть объективными. Возьмем достаточно недавний пример - видеоигра Star Wars Battlefront II от EA, которая вышла под конец прошлого года. Наверняка вы слышали историю с лутбоксами, которая очень сильно прогремела по сети, если нет - можете кратко ознакомиться тут. Сейчас, оценка игры на metacritic от пользователей составляет 1.0/10, и, насколько бы лутбоксы не были плохи, это крайне не объективно.
То же самое происходит и во многих других сферах: музыка, дизайн, архитектура и прочее. Если артиста заподозрили в сексуальных домогатествах, то это значит, что он плохой артист, а все его творчество - отстой? Сейчас все происходит именно так. Вы можете бесконечно клеймить людей, которым нравится поп-музыка, дураками и говорить, что у них "плохой вкус", но с и̶х̶н̶е̶й̶ их точки зрения все будет абсолютно по-другому. Представьте, если бы у людей не было расхождений во вкусах и суждениях? Что бы это был за унылый мир?
Но как тогда оценивать все это? Получается, что никак. Даже если взять в пример "Защитников", можно бесконечно его ругать за паршивый сценарий, ужасную, местами, актерскую игру, халтурные спецэффекты и многое-многое другое, но ведь есть люди, которым даже "Горько" пришлось по вкусу, и таких людей немало.
В итоге, мы имеем усредненный субъективный взгляд от группы людей, будь то критики или обычные люди. Но ведь это работает. Согласитесь, что вам с гораздо большей вероятностью понравится фильм, оценка которого составляет 93/100, чем фильм, с оценкой 25/100. И, может, это и хорошо. Но проблема оценки работы людей творческих профессий, по-моему, будет существовать всегда.