Нужно отметить, что новый президент США, господин Трамп достаточно последователен в своих действиях: он сдерживает свои предвыборные обещания, в частности предпринимает меры для «прекращения мошеннических действий, ежегодно совершаемых китайцами в рамках международной торговли», а также «наказывает плохих парней из Пекина». Такого нельзя сказать о его предшественниках.
Противостояние между долларами и товарами
Действительно, Трамп не просто озвучил свое твердое намерение наказать китайскую сторону, за несколько месяцев своего пребывания на посту президента, он развил активную деятельность для выполнения своих обещаний. Мировые политологи утверждают, что такое решение президент США принял, невзирая на возможные непредсказуемые последствия, после подведения итогов последней сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). В рамках сессии китайская сторона определила необходимые целевые темпы роста ВВП в пределах с 6,9 до 7,0 % в год, а также провозгласила концепцию экономической модернизации мира, где диктат США и его партнеров должен сойти на нет.
Каковы же все-таки намерения США? Президентом Трампом был подписан меморандум, цели которого заключаются в пресечении «несправедливых торговых практик Китая». Роберту Лайтхайзеру, выступавшему как в статусе представителя американской стороны в рамках торговых переговоров с КНР, было поручено сформировать в течение двух недель перечень китайской товарной продукции, в отношении которой начнут использовать ввозные пошлины в размере 25%, то есть в отношении этих товаров фактически будет введен запрет на ввоз. Наряду с этим Минфин США получил поручение о необходимости определения мер, для ограничения или исключения возможностей предприятий Китая вкладывать инвестиции в развитие экономики США. Цель в данном случае, заключается в избежании сделок, заключаемых в соответствии с принципом «китайские денежные средства в обмен на технологические разработки США», который практически всегда строго соблюдается в таких ситуациях.
Пекин до настоящего времени не дал ответной реакции на фактическое развязывание торговой войны, инициированной за спиной Всемирной торговой организации и в разрез с традиционными лозунгами Запада о неоспоримой значимости свободных торговых отношений. Адекватная ответная мера, в данном случае заключается во введении запрета или заградительных пошлин на ввоз пшеницы и иные виды сельскохозяйственной продукции. В остальных приоритетных моментах экономика КНР практически не зависима от Америки.
Вместе с тем рынки, находящиеся в сфере влияния изменения курса доллара США испытывают серьёзные волнения. В частности индекс свыше 500 наиболее значимых предприятий стремительно упал на целых 2,5 %, совокупный объём их капитала снизился на 600 млрд. долларов, а снижение индекса Доу-Джонсона и вовсе составило 3%. По мнению аналитиков Запада, удар, вызванный протекционизмом Трампа будет значительным, предполагается замедление экономического роста на 2,3-2,5 в разрез с планируемыми 3-3,2 %.
Совокупный объем товарооборота между США и КНР за 2017 г. достиг размера в 600 млрд. долларов, где размер положительного сальдо в пользу Пекина составляет приблизительного 290 млрд. долларов, а удельный вес китайских товаров в национальном импорте США увеличился до 30 %. Потребительский сегмент рынка США как минимум на 40-60 % включает в себя поставки одежды, обуви, тканей, изготовленных в Китае. Что сможет заместить такие объемы в американской экономике, если КНР примет решение о сокращении импорта? Быстро осуществить данную процедуру не представляется возможным: ни государства Юго-Восточной Азии, ни страны Латинской Америки не в состоянии удовлетворить потребности США.
Конечно, и у Китая возникнут сложности в сбыте. Но китайские власти могут воспользоваться рядом возможностей – среди них осуществление внутренних поставок для наращивания потребительского спроса, а также осуществление инвестиций в экспорт по минимальным ценам, инвестирование в страны Африки и иные слаборазвитые территории в целях осуществления обмена на природные ресурсы и те же сельскохозяйственную продукцию.
США осуществляет поставки в Китай говядины, свинины, соевых бобов, сравнительно недавно заключены контракты на осуществление экспорта «Боингов», технических элементов для изготовления мобильных телефонов и сжиженного газа (СПГ) с территории Аляски. Основная масса товарной продукции может закупаться КНР у других государств, в том числе в РФ, давно желающей расширить объемы экспорта сельхозтоваров. При желании европейских государств отказаться от произведенного в России газа, заменить СПГ, поставляемый из Америки Россия сможет, не испытывая особых сложностей. Также, весьма интересным и прибыльным проектом является осуществление совместного с КНР производства средне и дальне магистральных лайнеров, схожих по своим характеристикам с «Боингом», представители двух стран уже давно официально объявили о своём намерении.
По предварительным расчетам, один млрд. долларов экспортных поставок Америки предоставляет 15,5 тысячам американцев рабочие места. Таким образом, в случае отказа КНР от 100 млрд. долларов импорта из Америки, что может быть осуществлено в самые кратчайшие сроки и без ущерба для китайской стороны, объем американских безработных повысится 1,5 млн. человек, то сеть на 10-12 %. Такое развитие событий избиратели Трампа не оставят без должной реакции. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что США могут понести потери, несравнимые с возможными потерями своего геополитического конкурента, в случае развязывания экономической войны. Вашингтон столкнется не с простым политическим провалом Трампа, их неадекватные действия вызовут развитие экономической гегемонии США в чрезвычайной степени.
Остров раздора
Трамп не просто открыто объявил экономическую войну. Еще одним не осмотрительным его действием является развитие интриги по тайваньской теме. КНР считает, что данный остров является его суверенной территорией, невзирая на полувековое существование суверенного государства.
В это время Пекину и Тайбэю удалось сформировать достаточно рациональный механизм совместной деятельности, проходящей под лозунгом, озвученным Партией Коммунистов КНР «Одна Родина – две системы». И все же КНР остро реагирует на малейшие намеки о суверенитете Китайской Республики на территории Тайваня, и в случае желания вызвать ярость у китайского руководства, можно просто открыто высказаться по данной теме.
Конечно, Дональд Трамп не преминул язвительно высказаться по этому вопросу, и как следует из старой китайской поговорки – потянул тигра за усы. Через некоторое время, после озвучания желания ввести санкции в отношении импорта из КНР, американским лидером был подписан указ, разрешающий посещение американскими дипломатами Тайбэя, а также официально принимать чиновников Тайваня. Более того, заместитель госсекретаря Америки А. Вонг высказался о чрезвычайно прочных обязательствах США перед Тайванем.
КНР не спешит реагировать на эти действия. Тайвань также не подает голоса, так как ему совсем не нужно обострение отношений, касающихся суверенитета острова, в то время когда в этих отношениях удалось обеспечить пусть хрупкий, но мир.
И все же, газета Однако Global Times издаваемая в Китае на английском языке, используемая правительством Китая в целях неформального обнародования своих оценок по спорным вопросам, выпустила довольно резкую статью, в которой был проанализирован тайваньский ход Трампа. Озвучив возможные действия Китая – в частности изменение политического курса в вопросах, касающихся Корейского полуострова, или иранских ядерных вопросов – как подытожено в статье: «Китаю нужно быть готовым к развитию прямых вооружённых столкновений в Тайваньском проливе».
Такие предпосылки нельзя упускать из виду, так как имеется в виду возможное развязывание войны между двумя ядерными державами, тогда как США дала себе официальное разрешение на использование атомного оружия первыми. Китай такого решения пока не принял.