Найти тему
АВТОМОБИЛИЯ

Устройство подвески. Знаешь ли ты все нюансы? Проверь себя

Оглавление

Дороги, по которым осуществляет свое движение автомобилист, редко когда бывают действительно комфортными. Дорожное покрытие без выбоин, ухабов и трещин в наше время — уникальное явление. К неприятностям, создающим проблемы во время перемещения, следует добавить искусственно создаваемые людьми неровности - «лежачие полицейские».

Из вышеперечисленного можно понять, каким нагрузкам подвергается транспорт во время движения. Все эти отрицательные моменты непременно сказались бы на работе автомобиля, если бы не подвеска — его основная амортизационная система.

Функции и устройство

В процессе перемещения транспорта все неровности дорожного покрытия передаются на кузов в виде колебательных движений. Их смягчение или полная ликвидация является основной функцией подвески. Второе предназначение этого сложного механизма заключается в соединении колес с несущей системой автомобиля (рамы или кузова). Подвеска позволяет колесам перемещаться автономно, вне зависимости от кузова, и обеспечивает свободу в выборе направления движения. Поэтому данное устройство считается необходимой составляющей ходовой части машины.

Для понимания принципов работы следует рассмотреть строение указанной детали. Агрегат состоит из:
- упругих элементов, которые могут быть металлической (торсионы, рессоры) и неметаллической (мембраны, демпферы) природы. Они равномерно распределяют нагрузку, получаемую от выбоин и ухабов, на раму или кузов;
- амортизаторов, подразделяющиеся на газовые, масляные и газо-масляные (по типу рабочего вещества). Необходимы для поглощения колебаний несущей системы;
- направляющих элементов, ответственных за движение кузова и колес относительно друг друга, а также обеспечивающих соединение несущей системы с подвеской;
- стабилизатора поперечной устойчивости, необходимого для уменьшения наклона транспорта в момент поворота;
- особых поворотных кулаков, которые рассредотачивают нагрузку на подвеску;
- элементов крепления, которые соединяют воедино узлы и отдельные детали. Сюда относят шаровые опоры, болтовые соединения, резино-металлические втулки.

Все вместе взятые элементы задают жесткий характер движения колес относительно поверхности дороги и кузова. Тем самым реализуются требуемые характеристики управляемости и устойчивости транспорта.

Зависимая подвеска
Зависимая подвеска

Основные принципы работы

Основополагающим моментом в строении подвески служит преобразование энергии колебаний, толчков, возникающих при столкновении колес с неровностью, в смещение упругих элементов. Движение последних контролируется и смягчается амортизаторами. Тем самым обеспечивается плавность перемещения автомобиля: подвеска уменьшает интенсивность ударов, передающихся от покрытия на несущую систему машины.

Подвески различаются по степени своей жесткости. Если подвеска жесткая, управлять машиной легче, но ехать неудобнее. Мягкая подвеска делает эксплуатацию транспорта максимально комфортной, но при этом сильно страдает управляемость. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Поэтому большинство предприятий, занимающихся производством автомобилей, стараются отыскать золотую середину между безопасностью и удобством.

Разнообразие подвесок

В погоне за объемом продаж производители выпускают все новые и новые модели транспорта. Конструкторы не обходят вниманием и расширение ассортимента комплектующих, стремясь сделать поездку на автомобиле не только безопасной, но и приятной.

Подвески классифицируют по строению гасящих и направляющих элементов. В первом случае разграничивают масляные, газовые и газо-масляные амортизаторы. Во втором различают три варианта: независимый, зависимый и полунезависимый.

Основная особенность строения независимой подвески - отсутствие связи между колесами. Последние передвигаются автономно, за счет чего достигается более высокие амортизационные параметры подвески и более плавное движение. Этот вид производители реализуют на легковом транспорте — как для переднего, так и для заднего устройства.

Зависимый вид характеризуется передачей движения от одного колеса к другому при помощи моста автомобиля в поперечной плоскости. Благодаря своей простоте, конструкция обладает высокой надежностью и не позволяет расходиться колесам, соединенным жесткой балкой. Указанный тип широко применяется в устройстве грузового и чуть реже на задней оси легкового транспорта.

Третий вариант — полунезависимый — представляет собой жесткую балку, которая крепится при помощи торсионов на кузове. Встретить такой тип подвески можно на переднеприводных автомобилях ВАЗ.

Иногда производители используют активную подвеску, характеристики которые способны автоматически меняться в процессе эксплуатации благодаря встроенной электронной системе. Отдельной ее разновидностью является так называемая адаптивная (или еще полуактивная) подвеска, в которой степень демпфирования (скорости затухания колебаний) изменяется в зависимости от определенных параметров (характеристик движения, качества дороги). В число других изменяемых характеристик входит:
- длина направляющих элементов,
- степень жесткости стабилизатора поперечной устойчивости и упругих элементов.

Независимая подвеска
Независимая подвеска

Типы независимой подвески

В наше время производители в легковом транспорте чаще всего используют независимый тип подвески. Такая тенденция сложилась благодаря хорошей управляемости автомобилем в отличие от грузовых машин, в которых требуется строгий контроль за траекторией движения. Выделяют:
- устройство на двойных поперечных рычагах, которые внутренними концами сочленяются с несущей системой автомобиля, а внешними — с поворотной и неповоротной стойками; роль упругого элемента выполняют витые пружины;
- подвеску МакФерсон (одна из самых часто используемых на сегодняшний день, является производной от предыдущего типа, верхний рычаг в котором заменен на амортизационную стойку, отличается простотой и дешевизной);
- многорычажную подвеску (производители активно эксплуатируют данный механизм в роли задней подвески у легкового транспорта; в её устройство часто включают дополнительные рычаги);
- торсионную подвеску (широко применяется в качестве передней подвески, особенно у внедорожников; её строение базируется на торсионе — особом упругом элементе).

Существуют и другие варианты конструкций подвесок, однако названные чаще всего используются при сборке современных автомобилей.

Зачем нужно регулировать подвеску?

Качественно отрегулированная передняя подвеска — залог благополучной езды. Данное понятие подразумевает корректировку установочных углов передних колес, и в народе именуется просто: «сход-развал».

Сущность проблемы в том, что передние колеса, являющиеся управляющими, не должны быть перпендикулярны дорожному покрытию и не должны располагаться параллельно продольной линии несущей системы автомобиля. «Сход-развал» и обеспечивает наличие углов наклона колес в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Правильно выставленные углы наклона:
- облегчают процесс управления из-за уменьшения сопротивления движению автомобиля;
- сокращают расход топлива;
- снижают скорость износа протекторов шин.

Установка углов — весьма сложная с технической точки зрения процедура, которая требует специального оборудования и опыта работы. Поэтому «сход-развал» рекомендуют выполнять в СТО или автосервисах. Попытки выполнить указанную манипуляцию самостоятельно без соответствующих навыков, руководствуясь советами и видео из Интернета, в большей степени обречены на провал. жников; её строение базируется на торсионе — особом упругом элементе). Существуют и другие варианты конструкций подвесок, однако названные чаще всего используются при сборке современных автомобилей.

Сход - развал
Сход - развал

Обслуживание и повреждения

Существует «Перечень неисправностей» деталей автомобиля, при которых по российскому законодательству запрещено эксплуатировать транспорт. Однако правовые нормы в России по непонятным соображениям не включают в него неисправность такой важной составляющей ходовой части, как подвески.

Попробуем предположить, что гасящие устройства задней или передней подвески внезапно вышли из строя. В этом случае при преодолении любого препятствия в виде выбоины или трещины несущая система транспорта примет на себя все колебательные движения. В результате этого она может сильно раскачаться и водитель потеряет контроль над управлением. Другой пример: во время движения разболталась и вылетела изношенная шаровая опора, итог: серьезное ДТП. Что уж говорить об лопнувшем упругом элементе, выключение из движения которого приводит к резкому наклону кузова во время поворота, а иногда и к отсутствию возможности двигаться дальше.

Указанные здесь повреждения деталей подвески относятся к наиболее серьезным неисправностям. Однако, невзирая на их резко отрицательное воздействие на безопасность вождения, перемещение на автомобиле с подобными поломками не запрещено.

Обслуживание подвески предполагает профилактику неисправностей её элементов. Значимая роль в этом отводится контролю за состоянием машины. Посторонние шумы, необычное постукивание, поскрипывание должны насторожить автомобилиста. Их появление означает необходимость тщательного сервисного обслуживания и замены изношенных деталей, если таковые будут обнаружены. Если продолжать эксплуатацию транспорта, не обращая внимание на тревожные сигналы, придется менять практически все элементы обеих подвесок. К тому же поездка на транспорте с неисправной подвеской сопряжена с определенной опасностью.

Понравилась статья?

Ставь лайк и подписывайся на канал!

Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.