С первыми поступлениями реактивных самолётов на вооружение стало очевидно, что система обучения пилотов не готова к новым машинам. Да, для переучивания лётчиков вопрос решался достаточно просто — на базе реактивного истребителя разрабатывалась его двухместная версия (как это, например, сделали с De Havilland DH115 Vampire). Но оставался открытым вопрос начальной подготовки. Используемые для этого поршневые учебно-тренировочные самолёты совершенно не подходили — нужен был дешёвый, компактный реактивный аппарат с небольшим расходом топлива. Одними из первых эту задачу взялись решить французские авиаконструкторы.
В 1951 году компания Société Industrielle Pour l’Aéronautique (далее — SIPA) приступает к работе на проектом, который должен был удовлетворить возникшую потребность в небольшом учебно-тренировочном реактивном самолёте. У французских конструкторов всегда существовали тесные связи с их английскими коллегами. Не стал исключением и этот раз. Явно черпая вдохновение в реактивном истребителе De Havilland DH115 Vampire, инженеры SIPA решили сделать его своеобразную уменьшенную версию. Так появился наш сегодняшний герой — симпатичный малыш SIPA S.200 Minijet.
Новый самолёт представлял собой моноплан с укороченным фюзеляжем каплевидной формы и двухбалочным хвостовым оперением. В задней части фюзеляжа был размещён турбореактивный двигатель Turbomeca Palas, позволявший S.200 развивать максимальную скорость в 398 км/ч. Практический потолок полётов составлял 7927 метров на расстояние в 563 километров.
Экипаж состоял из двух человек - ученика и инструктора, место каждого из которых было оборудовано своими приборами управления. Шасси сделали убираемым в нише на фюзеляже.
В свой первый полёт S.200 Minijet поднялся 14 января 1952 года под управлением лётчика-испытателя Роджера Ланэ. Маленький самолёт продемонстрировал хорошие лётные характеристики. Для привлечения внимания к своей разработке компания SIPA демонстрирует Minijet на международном авиасалоне в Ле-Бурже.
Кроме первоначальной своей задачи — учебно-тренировочный самолёт — новый аппарат позиционировался для спортивных полётов, задач связи и разведки и даже туристических путешествий (S.200 мог бы стать первым в мире реактивным частным туристическим самолётом!)
К сожалению, успешной долгой карьеры у SIPA S.200 Minijet не вышло. Все попытки SIPA заинтересовать в своей разработке военных (учебно-тренировочная версия или самолёт связи) и частных лиц (собственный реактивный туристический самолёт) не увенчались успехом и в 1956 году этот необычный проект бы свёрнут. На данный момент в мире сохранилось 2 из 7 построенных Minijet и один из них даже пригоден к полётам.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читайте также: Aérochir — первый в истории летающий госпиталь