Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Type 85: Китайская попытка догнать Т-72

Оглавление

После разрыва отношений с СССР, китайские конструкторы остались предоставлены самим себе, что отразилось на качестве их продукции. Если раньше их танки были лицензионными копиями советских машин, то теперь приходилось исходить из собственных наработок. По мнению экспертов, Танк Тип 85 является первой «самостоятельной разработкой» китайских конструкторов, которая избавилась от советских корней. Но так ли это?

Type 80-II - машина, в которой сложно не угадать "донора" в лице Т-55
Type 80-II - машина, в которой сложно не угадать "донора" в лице Т-55

Type 85 – это ОБТ второго поколения, который основан на более раннем Type 80. Машину разрабатывали, с большим оптимизмом смотря на экспорт. Тем не менее, наработки по машине легли в основу основного танка НОАК Type 96.

Type 88A (1981) составлял основу бронетанковых сил НОАК до 1990-х
Type 88A (1981) составлял основу бронетанковых сил НОАК до 1990-х

Первый прототип впервые был показан китайской компанией NORINCO в 1989 году. За основу был взят корпус от Type 80-II, который получил сварную башню с композитной броней и лицензионную копию английской пушки L7 калибром в 105-мм. В движение машина приводилась дизельным двигателем в 730 сил, который в версии Type 85-II уступил место форсированной модификации в 800 сил.

Китайский Ураган

Для большего коммерческого эффекта, машине присвоили собственное имя Hurricane (Ураган). Производство новой машины было начато в инициативном порядке компанией NORINCO без поддержки государства. Работы по танку начались в 1985 году, и спустя четыре года был готов первый прототип с новой СУО и системой стабилизации при общей массе в 39 тонн. Спустя непродолжительное время был готов второй прототип Type 85-II с новым мотором и полуавтоматической трансмиссией. Здесь же рычаги управления заменили более современным рулевым колесом. В таком амплуа машину попробовали протолкнуть на внешний рынок. Type 85-II принял участие в тендере одной неназванной ближневосточной страны, но заказчикам не понравился новый мотор, который оказался очень ненадежным.

Type 85-II - первая китайская машина со сварной башней
Type 85-II - первая китайская машина со сварной башней

Первый успех пришел лишь в 1991 году, когда китайской новинкой заинтересовался Пакистан, имевший опыт общения с танкопромом КНР. Для замены устаревших Type 69, которые были китайским прочтением советского Т-55 был выбран танк от NORINCO. Правда, для контракта пакистанцы потребовали серьезной модернизации, включавшей новый мотор и большую огневую мощь. Уже летом 1990 года была начата работа над новой генерацией – Type 85-IIAP, которую представили в 1991 году. Машина получила 125-мм гладкоствольную пушку с автоматом заряжания, которая была нелицензионным плагиатом советской 2А46. При этом мотор форсировать не стали. Напротив – вместо ненадежного 800-сильного дизеля вернули проверенный агрегат в 730 сил. Пакистанская комиссия осталась довольна общей концепцией китайского ОБТ, потребовав лишь незначительных изменений. Опытный образец отправили в Пакистан, и после испытаний был утвержден заказ на 200 машин.

Пакистанский Type 69-II обусловил выбор китайцев для обновления танкового парка страны
Пакистанский Type 69-II обусловил выбор китайцев для обновления танкового парка страны

Это был первый экспортный успех Китая с 1980-х, когда Ирак приобрел некоторое количество Type 69-II. В 1992 году машина прошла необходимые патентные процедуры, и машина получила первое серийное наименование – Type 85-IIM. В том же году началось лицензионное производство машины на предприятии в Судане, где машину переименовали в Al Bashier. Было создано почти 200 танков, хотя на 2016 год на балансе армии Судана числилось лишь 16 машин.

Пакистанский Type 85-IIM, поступивший на вооружение ВС страны в середине 1990-х
Пакистанский Type 85-IIM, поступивший на вооружение ВС страны в середине 1990-х

Новая модернизация

Вдохновившись первым экспортом, специалисты NORINCO предпочли ковать железо, не отходя от кассы, и начали работы над Type 85-III. Этот образец, наконец, получил 1000-сильный дизель, входящий в единый моторно-трансмиссионный блок, который облегчал ремонт и замену. За основу трансмиссии взяли исходный агрегат от Т-72. Но по заверению китайцев, их копия была надежнее оригинала. Среди прочего, новинку оснастили динамической защитой FY-4, с которой вес машины возрос до 44 тонн.

Type 85-III, в котором китайцы экспериментировали с ДЗ FY-4 от которой в дальнейшем отказались
Type 85-III, в котором китайцы экспериментировали с ДЗ FY-4 от которой в дальнейшем отказались

Осмелевшие китайцы позиционировали свою машину, как «очень приближенную» к российскому Т-90А. Машину выставили на известный тендер для армии Пакистана, где она продемонстрировала несколько отказов мотора от высокой температуры. Тендер остался за украинским Т-84 "Оплот"(контракт на поставку которых, в итоге, не был выполнен в полном объеме).

Украинский Т-84 Оплот, который является, по сути, дизельным Т-80УД забрал заказ у китайцев, но выполнить в полном объеме ресурсов не хватило.
Украинский Т-84 Оплот, который является, по сути, дизельным Т-80УД забрал заказ у китайцев, но выполнить в полном объеме ресурсов не хватило.

После этого китайцы прекратили попытки протолкнуть свой танк на международный рынок. А наработки NORINCO легли в основу ОБТ Type 96. Машина получила от предшественника орудие и СУО. А с двигателем решили не экспериментировать, вернувшись к надежному и проверенному 1215ZL в 730 сил.

Конструкция

Главным отличием новинки от всех предшественников, была сварная башня – против литой у предшественников. Она получила развитую забашенную нишу с боеукладкой, а лобовые проекции частично получили комбинированное бронирование. Ее содержимое доподлинно неизвестно, но считается, что она эквивалентна таковой в Т-72М. Дополнительно башню опоясывают решетчатые стеллажи, которые играют роль противокумулятивных экранов.

Type 85 cj 125-мм орудием, скопированным с советских разработок
Type 85 cj 125-мм орудием, скопированным с советских разработок

Компоновка машины классическая, и повторяет таковую у советских предшественников: отделение управления впереди, МТО – сзади. Изначально было 4 члена экипажа, но заряжающего заменили на автомат с версии 85-IIAP. Правда, это потребовало расширения корпуса на 10 сантиметров, да и масса снова возросла – теперь до 41 тонны. Также машина получила защиту экипажа от ОПМ.

Type 85 II-M
Type 85 II-M

Трансмиссия и подвеска машины повторяет таковую на Type 85-II с шестью обрезиненными катками и поддерживающими роликами. Боковые проекции защищены резинотканевыми экранами. Изначально в машине устанавливался турбированный V-12 с планетарными передачами и гидравлической КПП. Мотор 12150ZL в 730 сил является ничем иным, как копией советского В-54 с танка Т-54 на который поставили немецкую турбину, добавившую к родным 500 силам, еще 230.

-10

Изначально танк оснащали копией британской пушки Royal Ordnance L7 калибром в 105-мм. Условия лицензии запрещали передачу пушки третьим лицам, что заставило китайцев схитрить. На ее основе была создана такая же нарезная пушка, но с увеличенной длиной ствола. С ней работала новая СУО, которая позволяла вести огонь в движении.

Type 85 II-M
Type 85 II-M

Но самым значимым нововведением, естественно, стал плагиат с российской пушки 2А46 калибра 125-мм, которая получила еще более совершенную СУО и автомат заряжания. Правда, систему запуска ракет через ствол скопировать не удалось.

Итог

Несмотря на неоправданные экспортные ожидания, работы над Type 85 помогли создать более совершенный Type 96, взятый на вооружение НОАК
Несмотря на неоправданные экспортные ожидания, работы над Type 85 помогли создать более совершенный Type 96, взятый на вооружение НОАК

Амбициозная разработка, с которой Китай был намерен «утереть» бывших друзей из распавшегося СССР оказался сырой компиляцией различных агрегатов советских и НАТО-вских машин. Естественно, она не смогла стать лидером рынка вооружений, и момент слабости постсоветских руспублик для занятия ниши СССР оказался упущен. Тем не менее, работы не прошли даром, дав НОАК Type 96, который до сих пор составляет основу сухопутных сил Китая. Правда, соревнования по танковому биатлону показали, что машина по-прежнему страдает низко надежностью, а ее скорость и маневренность ощутимо отстает от поздних модификаций Т-72.

Type 96B и Т-72Б3 на танковом биатлоне, который продемонстрировал "сырость" китайского ВПК, который несколько отстает от амбиций
Type 96B и Т-72Б3 на танковом биатлоне, который продемонстрировал "сырость" китайского ВПК, который несколько отстает от амбиций

Как мастера копирования берегут свои танки от плагиата

WZ-111: неудачная попытка сделать свой Т-10 на агрегатах ИС-2