Анри Картье-Брессон — один из самых выдающихся фотографов, без которого трудно представить мир фотоискусства XX века. Еще при жизни он был признан гениальным фотографом, чьи работы представляют интерес и по сей день.
Представляем вашему вниманию 10 основных уроков от мастера фотографии, которые актуальны и в наши дни.
1. «Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра».
Одна из особенностей фотографий Анри Картье-Брессона — удивительно точное строение кадра. Ему удавалось объединять самые разные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое.
«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно», — не уставал повторять Анри.
2. «Будьте терпеливы, работайте мягко».
«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Картье-Брессон. Современники отмечали, что он всегда был очень последовательным и спокойным.
«Иногда бывает так, что проходящий мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре».
3. «Фотографируйте детей».
Мастер очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели на его снимках естественно и непринужденно. Анри часто гулял по городам и снимал детские портреты. Глядя на такие снимки, каждый человек будто переносится в собственное детство.
4. «Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы».
Каждый раз во время съемок он старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. Зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры черной изолентой и накрывал ее платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак.
5. «Воспринимайте мир как художник».
Картье-Брессон отлично рисовал. Неслучайно в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. В разговорах о фотографии он часто сравнивал кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством.
«Зритель рассматривает фотографию как законченную картину, с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он.
6. «Не кадрируйте фотографии».
Мастер фотографии был убежден, что если композиция кадра смещена, то сам кадр нужно считать бракованным и негодным.
Он не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть построена только один раз — при съемке.
«Процесс фотографирования — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».
7. «Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров».
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо изводить пленку. Это плохая привычка. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И тем не менее не стоит забывать, что, для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри.
8. «Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки».
«Как только кадр попал на пленку, мне уже не интересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу».
Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.
9. «Путешествуйте, познавайте мир».
Картье-Брессон был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населенные пункты и их жителей. В ходе путешествий знакомился с людьми, много общался, изучал традиции, стараясь проникнуться местной атмосферой.
Времени на путешествия мастер не жалел: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провел в стране целый год.
10. «Используйте для съемки один объектив».
Сотрудничая с агентством Magnum Photos, Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же стеклом — фикс 50 мм — и оставался верным своему выбору на протяжение десятилетий.
Хотите учиться фотографии у мастеров? Заходите на сайт фотошколы Михаила Панина и выбирайте программу.
---
Понравился материал? Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы чаще видеть посты от "Повышаем насмотренность".
Повышаем насмотренность в соцсетях: ВКонтакте | Facebook | Instagram Присоединяйтесь к нам и вдохновляйтесь каждый день.