Ребенок ходит в школу, занимается с репетитором, но все равно ничего не знает? Как быть?
У меня было два случая, когда у ребенка было все, чтобы он учился и учил, но он ничего не делал. Первый раз я справился сам, во второй ситуации без родительского вмешательства не получилось.
Первая история была с мальчиком-девятиклассником. Родителям было по большому счету наплевать на ребенка, но бабушка была боевая, она нашла меня и платила мне деньги из своей пенсии, а потом, когда мы закончили заниматься, по секрету сказала, что распрощалась с шубой и поездкой на море. Респект, конечно, таким бабушкам, но ребенком все-таки должны заниматься родители.
Итак. Ситуация: ребенок учится на тройки, а знания у него по факту двоечные. Ребенок говорит, что не понимает/школьный учитель плохо объясняет, родители нанимает ему репетитора, но эффекта нет. Точнее эффект есть - за домашку ребенок получает пятерки, а на контрольных снова двойки. Если у вас такая ситуация, то гоните репетитора ко всем чертям. Такая ситуация - это верный признак того, что репетитор просто решет ребенку домашку, не удосужившись проверить понял ребенок что-то или просто кивнул и сказал "да".
Что в данной ситуации с ребенком делал я? Мы никогда не решали домашку. Мы решали номера, похожие на домашку, еще раз прорешивали то, что они решали в школе с классом, я сам придумывал задачки на нужную тему, но домашка - это прерогатива ребенка. Если он поймет, что можно сделать так, чтобы репетитор решал домашку, он сделает так.
Следующий этап: ребенок понимает, что придется все делать самому и тянет время - отвлекается на разговоры, ковыряется в носу, смотрит в окно и так далее. Многие репетиторы и родители сдаются в этот момент, потому что им жалко свое время. Им нужно научить ребенка за определенное время, а когда это самое время тянут, они непроизвольно начинают делать что-то за ребенка, делая вид, что это он сделал сам. Поддаваться нельзя. Если ребенок не решает, напишите ему список задач, который он должен будет сделать, и скажите, что сделать он их должен будет в любом случае: за час или за пять часов - это ему решать. Способ работает на 100 процентов только в том случае, если вы не принимаете отмазки типа "не получилось", "не успел", "не понял".
Если действительно не получилось, то он должен показать свои письменные попытки решить и сделать. Желательно не меньше трех попыток. Если действительно не успел, то в первый раз нужно просто показать ребенку, где он мог бы найти время, а в последующие случаи просто не принимать это оправдание и наказывать (как наказывать - скажу позже). Если ребенок не понял, то здесь и сейчас должен задать конкретные вопросы. Общие вопросы не принимаются. Нельзя не понимать вообще ничего.
Теперь о том, как наказывать. Я как репетитор наказывал дополнительными задачами. Когда родители давали добро, наказывал физическими упражнениями. Например, не сделал задачку - пробегаешь километр (зависит от физических способностей ребенка). Можно лишать ребенка телевизора, компьютера, телефона - очень действенно. Бить и обзывать - нельзя.
А что делать, если нужно что-то выучить, чтобы от зубов отлетало? Например, формулы по физике. Или слова по английскому. Или даты по истории. В голову залезть к ребенку нельзя. Вставить флэшку и скопировать всё в мозг тоже нельзя. Значит, надо заставить выучить. Делается это методом замещенных наказаний. Не выучил пять формул - 50 отжиманий.
Может быть ситуация, когда ребенок вроде бы выучил, но от зубов не отскакивает, а надо, чтобы отскакивало. В этом случае нужно ставить временные лимиты. Не укладывается - считаешь, что не выучил. Кому-то это может показаться строго и жестоко, но это очень действенно. Эта методика проверена мной десятки раз на формулах сокращенного умножения.
Сейчас чуть-чуть углублюсь в математику, но это нужно для понимания. Формулы сокращенного умножения - это такая штука, которую нужно держать в голове постоянно и видеть всегда. Если ты их знаешь, но очень долго вспоминаешь, ты их в задачке сам никогда не увидишь и задачку не решишь, поэтому нужно, чтобы они въелись в мозг, отложились на подкорке, чтобы их применение было условным рефлексом. Как это сделать? Есть 7 формул (довольно длинных, кстати) и есть 60 секунд. Успеть написать все семь за 60 секунд можно только, если не задумываешься о том, что писать, а просто пишешь. Меньше времени нельзя дать, потому что просто физически невозможно написать быстрее - рука двигается медленно.
Когда я впервые ставлю цель, дети (отличники) воют, они едва успевают написать формулы за две минуты. Не верят, что за минуту вообще реально. Но потом, когда у них начинает получатся, они приходят в бешенный восторг. В данном случае, кстати, бывает полезным показать ребенку, что это возможно. Для этого нужно сделать самому то, что просите от ребенка.
Если статья вам понравилась и показалась полезной и ещё если у вас есть дети в возрасте от 7 до 20 лет, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, а ещё задавайте мне вопросы:
Instagram @teacher_blog8888
Telegram @yellow8888
VK https://vk.com/yellow8888
Лайкните, чтобы эту запись могло увидеть как можно больше людей. Это важно для продвижения. Заранее спасибо.