Найти тему
Autospectrum

7 малоизвестных фактов о «Догонялках»

Оглавление

СССР больше не существует, а три буквы КГБ до сих пор все еще громко звучат то тут, то там. И это неудивительно. КГБ – легендарная структура, которая за время своего существования провернула много дел. И хоть сейчас ее уже не существует, все еще живы ветераны разведывательных служб, и память об их невидимой работе в послевоенные годы. Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам, на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие машины (те, кто о них знал) любя называли «догонялки».

-2

Много ли было специальных машин в СССР?

По заказу КГБ на ГАЗе были разработаны и выпущены сотни шпионских автомобилей. Первым был М20Г «Победа» с модифицированным 8-цилиндровым двигателем и механической коробкой передач. Всего было произведено 100 экземпляров. Второй машиной стала 23-я «Волга» в количестве 603 штук. Затем завод произвел еще 24 и 25 модели с двигателем от «Чайки», а также их модифицированные варианты.

-3

Специальный автомобиль был неотличим от обычной «Волги»?

Да, внешне шпионские машины невозможно было отличить от обычных серийных вариантов. Но вот внутренности таких машин всегда превосходили «начинку» гражданских моделей. К примеру, М20Г «Победа» развивала скорость на 10 км/ч больше самого быстрого гражданского аналога того времени. Также транспортные средства КГБ нередко оснащались автоматическими коробками передач, замаскированными под обычные гражданские механические коробки.

-4

Мог ли рядовой гражданин распознать спецавтомобиль?

Да, профессиональный автомеханик мог понять, что перед ним находится не обычная «Волга», а ее неизвестный модифицированный аналог. Как это определялось? По звуку работающего мотора – звучание 8 цилиндров отличается от 4 или 6. Также более мощные силовые агрегаты нуждались в усиленной выхлопной системе из двух труб. Конструкторы, конечно же, маскировали трубы, соединяя их в одну, но заглянув под особенную «Волгу», знающий человек сразу все понимал.

-5

Разведка пользовалась только черными «Волгами»?

Страх перед «черным воронком» сталинского времени, настолько сильно укоренился в сознании жителей СССР, что бытовало мнение, будто КГБ разъезжало исключительно на автомобилях черного цвета. Это конечно было не так. Спецмашины были самых разных цветов, некоторые экземпляры даже раскрашивались под такси. Интересно, что коллекционеры, к которым попадали спецмашины ГАЗа, рассказывали о 5-10 слоях краски на некоторых «Волгах». Это говорит о том, что автомобили перекрашивали, если они «засвечивались».

Черные машины, как правило, использовались для картежного сопровождения государственных чиновников.

-6

Для чего вообще нужны были спецавтомобили?

Для ведения наружного наблюдения, в первую очередь за иностранными гостями. Иномарок на дорогах СССР было очень мало, как правило, на них ездили сотрудники иностранных посольств, зарубежные журналисты, а также известные отечественные артисты. Для слежки за подозрительными «объектами» и были нужны неприметные, но быстрые и надежные машины.

-7

Все машины КГБ были засекречены?

Ни одно транспортное средство, поставленное на службу в КГБ, не было засекречено. Вся техническая документация по улучшениям автомобиля не являлась государственной тайной, и любой желающий мог с ней ознакомиться. Однако секретными были все дополнительные устройства, например, средства связи.

Многие из этих аксессуаров, до сих пор не рассекречены и поэтому, пока, невозможно понять, чем были оснащены шпионские машины, были ли у них меняющиеся номера или еще что-нибудь «эдакое» неизвестно.

-8

Как списывали спецтранспорт КГБ?

Как и любая другая машина, КГБшные «Волги» тоже имели свой срок службы. Когда машина вырабатывала свой ресурс или выходила из строя, все дополнительное оборудование с нее снимали, иногда даже вплоть до смены модернизированного двигателя на обычный серийный. Таким образом «ветеран разведки» маскировался под обычный автомобиль и отправлялся на вторичный рынок.