Электронная почта заменила бумажную, а электронный документооборот вытесняет бумажный. В этом нет ничего необычного: потенциальные удобство и эффективность можно игнорировать только до тех пор, пока они не затрагивают самые важные процессы в организации.
Как только возникает возможность сделать работу проще, быстрее и с меньшим количеством проблем, прогрессивные компании ей воспользуются, а не очень прогрессивные начнут догонять или исчезать. И хотя системы электронного документооборота (СЭД) появились достаточно давно, такой возможностью они быть не перестали. Кто-то только догоняет и внедряет СЭД в первый раз, а кого-то уже не устраивает предыдущее решение и возникает потребность в миграции.
Непереводимая игра слов
Бытует мнение, что СЭД - не более чем перевод с английского термина ECM (Enterprise content management), но это не совсем так. Различия начинаются уже на самом слове «документ»: английское слово «document» не обязательно подразумевает официальной регистрации документа с подписью, печатью и регистрационным номером. Речь скорее идёт о данных в принципе. А данные бывают структурированными и неструктурированными.
Документооборот подразумевает структурированные данные. В контексте электронного документооборота такими данными можно считать документы, файлы, различные записи, имеющие определённую форму, с чёткой структурой и оформлением. Именно с ними и предстоит работать СЭД. Неструктурированные данные это, например, сообщения и логи в мессенджерах, графические и мультимедийные файлы, или даже папки. В общем и целом, СЭД - более узкое понятие, чем ECM.
Умные - налево, красивые - направо
СЭД бывают разными. Самая простая - универсальная, работающая «из коробки». Понятное дело, полного соответствия какой-либо конкретной организации тут не достичь, разве что сферической и в вакууме. Зато такие системы отличаются низкой ценой, простым внедрением и низкими временными затратами на установку. Впрочем, и сэкономить тут может не получиться: масштабируемость требует лицензирования.
На другом полюсе находятся разрабатываемые индивидуально системы, в том числе самописные. Персонификация тут максимальная, разумеется, но есть и подводные камни. В первую очередь - цена. По сути, приходится оплатить всю стоимость разработки. Временные затраты тоже высокие, даже если сама установка простая и быстрая, пока эту установку разработают, уже пройдёт много времени. Также нельзя забывать про расходы на обучение сотрудников, покупку оборудования, а если в системе используется проприетарное ПО - и расходы на покупку ПО.
Золотой серединой представляется третий тип СЭД - комбинированные. Это подразумевает индивидуальную доработку поверх некоей базовой платформы.
Причём базовая платформа зачастую изначально предназначена для доработки, так что имеет модульную структуру, возможность добавлять дополнительные блоки, не изменяя основной функционал, и взаимодействие через подробно задокументированные API. Это очень удобно - цена ниже относительно индивидуально разрабатываемых систем, а соответствия нужд предприятию можно добиться, опять же, максимального. А использование уже активно применяющейся базовой платформы позволяет избежать свойственных разработке с нуля «проблем роста».
Российский след в цифрах
По оценке TAdviser, динамика роста российского рынка СЭД - положительная. В 2014 он оценивался в 34,4 миллиарда рублей, в 2015 - 37,8, в 2016 - 41,6 (с ростом 10%). Драйверов в целом больше, чем барьеров, и кроме очевидных - рост рынка, развитие новых технологий, есть и специфические для России - например, импортозамещение.
Крупнейшие СЭД в России - «Логика СЭД» в ФНС России (около 120 тысяч пользователей) и «Логика СЭД» в МТС (более 25 тысяч сотрудников).
Топ-3 проектов в 2015-2017: Ростелеком с Documentum на 75 тысяч пользователей, Электронная Москва с «Практика СЭД» и 66 тысячами пользователей, ФСИН России и 64 тысячи пользователей решения «Логика бизнеса. Госуправление».
По отраслям в РФ большинство СЭД приходится на госсектор (18,5%), за ним следует сектор финансовых услуг (9%) и строительства (7,6%).
Среди тенденций - вездесущий блокчейн, который, надо отдать ему должное, неплохо вписывается в концепцию документооборота. Импортозамещение - общее для всего IT-рынка нашей страны явление, так что его сложно выделить в отдельную тенденцию, но зато из него следует другая тенденция - более широкое применение свободного ПО (СПО).
Повышенное внимание уделяется мобильности, вплоть до внедрения чат-ботов в СЭД. Всё так же сильно стремление к безбумажному и юридически значимому документообороту.
Гадания на денежной гуще
В мире рынок ECM так же растёт. Сложновато сказать точно, насколько, по данным Marketsandmarkets.com, рынок ECM в 2016 году исчислялся 28,10 миллиардами долларов, а Gartner на 2015 год насчитал только 5,4 миллиарда. А по расчётам Reportlinker , рынок только облачных СЭД с 9,77 миллиардов долларов в 2017 году дойдёт до 34,42 к 2022. Больше всего, как всегда, денег в Северной Америке, но Азия быстрее всех растёт.
В общем, мнения расходятся, судя по всему, и о том, сколько на рынке денег, и о том, что именно считать ECM-системой, но все сходятся в одном - рынок СЭД растёт, а потребность в новых решениях и модификации старых будет высокой ещё долго.
Кирилл Кожевников
Автор блога АйТи
Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!