Найти в Дзене
РВС: защита семьи

"Платные родители" - худшее, что можно придумать для ребенка

О том, что платное родительство - или так называемые фостерные семьи - это самая худшая форма устройства для сирот, говорят даже западные исследования. Психику детей травмируют, а их самих превращают в товар, считает эксперт-психолог «Родительского Всероссийского сопротивления» (РВС) Жанна Тачмамедова.

Дело в том, что в России несколько лет назад система государственной заботы о детях-сиротах была переформатирована в пользу института платного родительства. Эти систему еще называют институтом возмедной опеки или профессионального родительства.

Скопирован этот институт, как и многие другие опасные и бесчеловечные инициативы, с опыта западных стран, где фостерная семья (платное родительство) существует долгие годы. Но сами западные специалисты признают ее худшей и самой разрушительной формой устройства для сирот.

Они говорят о том, что платное родительство приводит к повторной психической травматизации сироты: платные родители работают на основе договора и легко могут вернуть ребенка, для ребенка же этот отказ является вторичным сиротством. И таких детей почти половина - в США количество многократно (5-10 раз) возвращенных детей достигает 40%.

Кроме того, платное семейное устройство детей значительно повышает риск эксплуатации детей-сирот: по сравнению с детским домом контроль за ними снижен. Согласно докладу ФБР от 2014 года в Конгрессе США, 60% детей, попавших на криминальный рынок работорговли и сексуальных услуг — из фостерных семей.

Нельзя забывать и о том, что эмоциональные и интеллектуальные показатели детей, выросших в фостерных семьях, намного ниже показателей тех детей, которые выросли под родственной опекой или в детском доме. А дети, выросшим под родственной опекой или в детском доме, лишь ненамного отличаются в плане эмоционального и интеллектуального развития от детей, выросших в родной семье.

Что же происходит в России? У нас, с одной стороны, действующее законодательство вводит в норму институт патронатной семьи, но с другой - описание процедуры в федеральных законах не дается. Семейный кодекс предоставляет возможность регионам самостоятельно устанавливать правила устройства ребенка в неродную семью на основе патроната.

Около половины регионов России регламентировали работу службы патроната и создали соответствующие подразделения, дополнили местное законодательство правовыми актами.

Перекос государственной поддержи в сторону патронатных семей провоцирует отбирание детей из малоимущих семей. Дальнейшее их устройство в патронатные семьи на коммерческой основе вступает в конфликт с семейными и духовными традициями, разрушает традиционный институт семьи.