Величавые звоны России
Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы: «Колоколы принесе ис Киева, другие ту солье».
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, скликали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей.
Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Звон колоколов-гигантов, разносившийся на много верст окрест, был в глазах народа символом возрастающей мощи державы, он звал к единению и верности гражданскому долгу.Первый царь-колокол на Руси был отлит по заказу Алексея Михайловича и весил 8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых. Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в ту пору еще никому не известный юноша. Григорьев блестяще справился с ответственным делом — колокол был готов за десять месяцев. С огромным трудом подняли его из литейной ямы и подвесили только в 1668 году.
Однако в 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В 1730 году вскоре после своего воцарения Анна Иоанновна, императрица российская, повелела «тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов».
В 1735 году исполинский колокол отлил Михаил Моторин. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. По одной из версий, боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок.
В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо во всем мире.
До наших дней «дожили» с тех времен колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов) и «Полиелей» (1000 пудов), отлитые соответственно в 1682 и 1683 годах Филиппом Андреевым. Третий колокол звонницы «Сысой» (2000 пудов) – творение Флора Терентьева (1688 год). Это самый крупный из звучащих сегодня европейских колоколов. Три колокола образуют до-мажорное трезвучие, и достигнутая мастерами слаженность поразительна. Частоты основных тонов согласуются с погрешностью не более процента по правилам хроматического строя и не более трети процента — по правилам натурального; сверх того, низший обертон «Сысоя» совпадает с основным тоном «Полиелея».
ДАЛЕЕ >> Возрождение уникального мастерства