Возрождение уникального мастерства
Отлить колокол по ноте, по звону — это и мастерство, и вдохновение, и точный расчет.
Чтобы отлить созвучную звонницу для церкви Девы Марии в Вифлеем, директору предприятия «Корнер-М» Сергею Максимцу пришлось привлекать профессоров из Донецкой консерватории имени Сергея Прокофьева. Много тайн и загадок пришлось разрешить донецкому колокололитейщику, чтобы овладеть утерянным во времена советской власти искусством. В старину говорили: «Литье колоколов — великое таинство есть». На протяжении всего времени работы над звонницей никто из работников предприятия не курит, не произносит грубых слов — это тоже секрет древних мастеров, отливавших колокола для храмов. Три года неудач и колокольного хрипа не прошли даром. Запели, наконец, его колокола, да так, что до Вифлеема слава дошла!
Однако настоящее озарение Сергей Максимец испытал, когда родилась идея отлить в момент смены тысячелетий колокол-«Миллениум»:
– Второго такого в мире нет, — говорит донецкий мастер. — Раскаленную бронзу мы стали вливать за 20 секунд до Нового года, точнее до нового ХХI века, а закончили через 60 секунд. И еще мы, работники предприятия вместе с нашими родными и знакомыми, написали на маленьких бумажечках свои желания (всего 15 штук) и бросили в раскаленный металл.
Тайну этих светлых желаний хранит колокол тысячелетия. Да только ли эту тайну?! Его звон – особый кусок Космоса. Своим звучанием этот уникальный колокол объединяет звон всех больших и малых колоколов, звучавших во все времена до него. О молитвах и распятиях, о бедах и праздниках, – обо всем великом и значимом в истории человечества, ознаменованном звоном колоколов. Он впитал в себя звон минувшего тысячелетия и одновременно открывает своим звучанием новую эру – эру Водолея. По разным преданиям мы сейчас стоим на пороге этой эры Гармонии и Совершенства. И колокол, вобравший в свое рождение момент наступления новой эры для человека, сведущего в космической биоэнергетике и в духовной информации, знакомого с работой частиц времени, – этот колокол воистину бесценен.
Но, к сожалению, для большинства эти свойства колокола-«Миллениума» – слишком тонкая материя. Есть у Максимца и другой колокол, уникальность которого воспринимается проще. Это «прорезной» колокол, изготовленный другим колокололитейщиком фирмы «Корнер-М» Сергеем Поповым. В свое время выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища имени Васнецова Сергей Попов занимался росписью храмов, золочением. А потом увлекся литьем, экспериментировал в скульптуре. В последнее время художник много работает над изготовлением колоколов.
Величайшим искусством во всем мире считается литье прорезного колокола. Это когда на его теле как бы вырезаны крестики или окошки. Но колокол рождается цельнолитым, без последующей обработки и прорезки щелей. Всего в мире таких колокола три. Первый сделал русский мастер Емельян Данилов в 1648 году, второй, в 1687 году, — Дмитрий Моторин, а третий — наш Сергей из Донецка. Прорези на колоколе придают ему особое сложносоставное, аккордное звучание. Чтобы услышать и оценить эту уникальность, не нужно особых знаний. Достаточно обратиться в редакцию «Журнала о Металле», и мы поможем познакомиться с этой диковинкой поближе. А может, и приобрести прорезной колокол, равно как и колокол-«Милениум».
Андрей Рибас