Вадим Гаевский, балетный критик: "Главное, что у этого скрипача, у этого вальсирующего музыканта открылось ощущение ритмов, прежде всего. Это был благородный человек и вдруг полон стихии …хулиганской музыки… завоевать весь мир. Он создал образ балета как жанра до появления Чайковского…"
Ровно 192 года прошло со дня рождения великого композитора Людвига Минкуса - он родился 23 марта 1826 года в Вене, столице Австрийской империи.
Имя Людвига Минкуса связано с великими произведениями русского театра — балетами «Дон Кихот», «Пахита», «Баядерка». К сожалению, биография композитора во многом - белые пятна, но его замечательная музыка сохранилась и прошла сквозь века. Причем во многом именно Минкус с его высокой европейской культурой, невероятным трудолюбием и любовью к России подготовил небывалый взлёт русского балета. И хотя самостоятельного художественного значения его музыка не имеет, она удивительно дансантна, отличается мелодичностью, ритмической четкостью. Людвиг Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостной, мелодичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.
По национальности Людвиг Минкус - чех. Причем и в этом вопросе мнения расходятся - по некоторым сведениям родина композитора - Польша, но общепризнанным вариантов считается первый. Собственно, даже в его имени скрыта загадка - потому как настоящее его имя Алоизий Людвиг, а Людвигом Фёдоровичем его стали звать и вовсе только здесь, в России, где из почтения к предкам к каждому имени прибавляется ещё и отцовское. Родился Алоизий Бернар Филипп Минкус в семье моравского виноторговца Теодора Иоганна Минкуса. Отец и мать были иудейского вероисповедания, но дальше последовал переезд в Вену, куда так просто не попадёшь — в столицу Австрийской империи они перебрались из Моравии уже правоверными католиками.
Мальчик был очень музыкален - благо, он всегда мог следить за работой небольшого оркестра в отцовском ресторане. А 18 октября 1834 года восьмилетний Людвиг даже сам дебютировал на публичном концерте, снискав похвалу местной газеты «Дер Хуморист»
«Музыкант сочетает хорошую выучку с отменной виртуозностью».
Конечно же, на тот момент это была лишь ради похвалы. Музыкальная карьера Людвига не развивалась семимильными шагами - до начала 50-х годов о Минкусе вообще почти ничего не известно, кроме того, что он публиковал кое-какие свои опусы, в том числе написанные для того самого ресторанного оркестрика, и уже попробовал себя в качестве дирижёра — кстати, одновременно с молодым Иоганном Штраусом-младшим. Так же в 40х годах он ездил по Европе с небольшими концертами, а в 1846 году он переехал в Париж, в том же году он начинает выступать как скрипач.
А в начале 1850-х годов композитор переехал в Россию. Здесь он стал капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова, затем в течение некоторого времени выступал как солист, а также давал частные уроки игры на скрипке. После открытия Московской консерватории Минкус был приглашен в нее профессором по классу скрипки. При этом он всегда продолжал выступать как скрипач — в частности, играл вторую скрипку при премьерном исполнении Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871).
Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1862 году - он написал по заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона антракт для возобновленного в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа». Удовлетворенный этой работой Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 24 ноября 1863 года в московском Большом театре, а затем 13 февраля 1864 г. в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и наконец 11 июля 1864 г. в Париже под названием «Немея» (фр. Neméa). Затем для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус написал балет «Ручей» (фр. La Source) совместно с Лео Делибом (первый акт и половина третьего — Минкус, второй и другая половина третьего — Делиб); балет был поставлен 12 ноября 1866 г.
В 1869 году Минкус написал для другого хореографа, прославленного Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу - и эта работа стала звездным часом для композитора. Этот балет заметно выделяется на фоне других спектаклей, в нем нет острых драматических коллизий с кучей интриг, коварством и прочими атрибутами. Нет глубоких психологических персонажей с постепенным развитием образа и четкой сюжетной линии. Прелесть этого спектакля в другом - в его яркой эмоциональности!
Балет, в котором всегда сияет солнце, а упоение искусством кричит «Оле!» с каждой нарисованной крыши. Из всей классики XIX века он всегда считался наиболее в духе Большого - не только потому, что премьера – 1869 года – была в Москве, но и благодаря его общему неистовству и тем брызгам шампанского, что демонстрирует его техника, его музыка.
Дженни Гилберт
Theartsdesk.com, 26.07.2016
Удивительно, но «Дон Кихот» так и остался единственным творением М. Петипа, которое он создал изначально именно для московской труппы, а не просто перенес свой спектакль в другой театр.
С большим успехом балет «Дон Кихот» идет на саратовской сцене - в постановке лауреата Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Кирилла Симонова. Балет попал в афишу предстоящего Собиновского музыкального фестиваля - он пройдет на сцене Саратовского театра оперы и балета 30 мая. В качестве приглашенных исполнителей - солисты Большого театра Республики Беларусь.
Спустя 12 месяцев после премьеры "Дон Кихота" Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка» (1877). «Баядерка» означает «индийская танцовщица, которая исполняет ритуальный танец», именно такое название закрепилось в Европе. В Индии их называют «деваси».
Долгое время считалось, что оригинальная партитура «Баядерки» Л. Минкуса в 4-х действиях (1900 года) утеряна, и балет ставился в 3-х. Только лишь в начале 2000-х годов подлинная партитура была обнаружена в архивах Мариинского театра. Спектакль сразу же был поставлен в полной версии. Однако не все театры вернулись к оригиналу, и поэтому, если пойдете на «Баядерку» и увидите ее в 3-х актах, не удивляйтесь.
В 1890 году Минкус вернулся в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни.