Найти в Дзене

«Платон» мне друг?

Оглавление

Фото: gruz12tonn.ru
Фото: gruz12tonn.ru

Страсти по «Платону» не утихают уже несколько лет. Несмотря на периодические акции протеста со стороны дальнобойщиков, в сентябре прошлого года рынок перевозчиков всколыхнула новость о планах правительства повысить тариф за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам до 2 рублей 15 копеек за километр. Соответствующие поправки сначала появились в законопроекте «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», а затем эту информацию озвучил и министр транспорта Максим Соколов на Восточном экономическом форуме. Правда, в конце февраля этого года первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что повышения не будет. А вот штрафы за неоплату проезда всё же подняли до 20 000 рублей.

Pro…

О пользе внедрения системы «Платон» говорят в основном чиновники. Главный козырь – пополнение дорожного фонда России на 41 797 509 283 рубля (по состоянию на 15 февраля 2018 года). Эти деньги уходят на ремонт участков трасс, которые отмечены на интернет-проекте Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». В прошлом году, к примеру, на собранные с перевозчиков деньги восстановили 1700 километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах страны, а также начали (а кое где уже и завершили) ремонт 24 аварийных и строительство 7 новых мостов.

«Ощутимая польза от системы «Платон», конечно, есть. В различных регионах России за счёт данных сборов улучшается инфраструктура и качество дорожного полотна, а в некоторых регионах, благодаря поступлениям от этой системы, строят и ремонтируют около трети дорог. Всё это демонстрирует эффективность данного решения для нашей страны», - подтверждает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.

Более того, в этом году на деньги «Платона» отремонтируют более 700 километров на 10 федеральных трассах: Р-504 «Колыма», М-5 «Урал», М-10 «Россия», А-146, Р-243, Р-258, Р-297 «Амур» и А-360 «Лена», А-181 «Скандинавия» и на подъездных дорогах к Ижевску и Перми.

В заслугу системе ставят и формирование прозрачного рынка грузоперевозок, утверждая, что 60% владельцев большегрузных машин – частные лица. Мол, теперь государство знает, кто занимается доставкой грузов и, кто должен платить налоги. Но на деле количество неучтённых дальнобойщиков никто не озвучивает.

«Сейчас трудно говорить об эффективности системы «Платон». В настоящий момент отсутствует полный административный контроль за сбором средств. Недобросовестные перевозчики продолжают работать на дорогах, не регистрируются в системе. Это ставит участников рынка в неравные конкурентные условия. Насколько нам известно, Правительство РФ планировало увеличить тариф за пользование дорогами федерального значения в два раза - с 1,53 до 3,06 рубля за км – с 15 апреля 2018 года. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с предложением продлить льготный период действия системы «Платон» и увеличить тариф не вдвое, а на 25%. На фоне этой неопределенности подавляющее число потенциальных пользователей системы не торопится регистрироваться в ней», - говорит региональный менеджер по логистике Coca-Cola HBC Россия по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку Алексей Гиленко.
Фото: krudor.ru
Фото: krudor.ru
«Вложение денежных средств, поступающих через систему «Платон», в ремонт российских дорог оказывает положительное влияние на состояние и развитие дорожной инфраструктуры. Однако резко увеличивать тариф не целесообразно, потому что это также резко увеличит нагрузку не только на бизнес, но и на конечного потребителя товаров и услуг. У меня нет ощущения, что все участники рынка к этому готовы. Нужно выстраивать более плавную, поэтапную схему. Возможно, стоит рост тарифов провести в течение ещё трёх-пяти лет, но предупредить владельцев транспортных средств о том, что это будет происходить шаг за шагом», - считает начальник управления организации грузовых перевозок DPD в России Сергей Власов.

…et contra

У противников «Платона» тоже есть свои аргументы. К примеру, недоумение вызывает выбор оператором системы коммерческой структуры, принадлежащей олигарху с неоднозначной репутацией.

«Оператором системы «Платон» является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), 50% в которой принадлежит Игорю Ротенбергу (входит в ближайший круг Владимира Путина), 50% — ООО «РТ-Инвест», в которой государственная корпорация «Ростех» владеет долей в 25%. На момент запуска системы взимания платы за проезд была абсолютно не готова. К примеру, очевидна была непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС, нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя, нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту; неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои. В результате мы получили возросшую фискальную нагрузку на водителей в совокупности с несправедливостью и огромными штрафами. Вследствие чего возникли акции протестов дальнобойщиков.
В Российской Федерации, на мой взгляд, и так слишком много налогов. К примеру, владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами: транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты), акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов) и сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам. Примечательно, что транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы», - перечисляет юрист, общественный деятель, председатель федерального совета ВПП «ИПР России» Денис Меркулов.

Последнее, кстати, распространённое заблуждение. У зарегистрированных в системе «Платон» грузоперевозчиков есть право на вычет из транспортного налога. А, якобы, недополученные регионами налоги возместили из федерального бюджета.

В «вину» системе ставят и рост расходов перевозчиков, которые нужно закладывать в стоимость услуг для клиентов.

«Сложно оценить адекватность стоимости проезда, ведь любая пошлина, налог или сборы - это дополнительная нагрузка на бизнес. По нашим расчётам, затраты на систему «Платон» составляют от 4 до 6% от общих затрат на перевозку в зависимости от географии работы, что достаточно существенно и схоже по соотношению затрат на прямые расходы, связанные с бизнесом грузоперевозок», - рассуждает Дмитрий Колотильщиков.
-3
«За всё и всегда платит конечный клиент. Насколько мне известно, в некоторых странах оплату за проезд по автомобильным дорогам включают в контракт на перевозку отдельным пунктом, а сумма определяется по факту оказания услуг по перевозке», - говорит начальник отдела сертификации ООО «Ивеко Руссия» Николай Лебедев.

И тут возникает диссонанс. Незарегистрированные в «Платоне» перевозчики предлагают цены ниже.

«Главным критерием эффективности работы системы «Платон» является сокращение числа недобросовестных перевозчиков. Такие игроки рынка перевозок ставят добросовестные компании в неравные условия. Чтобы создать равные конкурентные условия, необходимо обеспечить должный уровень администрирования системы оплаты сбора. Эффективными мерами в этом направлении могут стать установка в полном объеме стационарных средств контроля и рост числа мобильных комплексов. Мы считаем, что подобные инициативы позволят повысить эффективность работы системы «Платон», - заявляет региональный менеджер по логистике Coca-Cola HBC Россия в Центральном и Южном регионах Илья Елецких.
Фото: opr.com.ru
Фото: opr.com.ru

«По итогу у «Платона», по моему мнению, есть существенные недостатки: дополнительное финансовое бремя на водителей соответствующего транспорта, перенос стоимости транспортных расходов на потребителя перевозимых товаров, периодические сбои и недоработки системы. Народная смекалка выручает водителей, когда нужно обойти систему оплаты. Часто это нужно сделать просто для того, чтобы избежать несправедливого штрафа в случае сбоя на сайте или поломки устройства. Водители использует несколько методов обхода: глушение связи со спутником, ухудшение возможности считать номера ТС, переход на грузовики с меньшей грузоподъемность и движение на них в составе автоколонны. Бесспорно, польза также ощутима, дороги стали заметно лучше, гораздо чаще ремонтируют определенные участки и создают новые магистрали. Но конкретно «Платона» ли эта заслуга?», - сомневается президент АО ГК «Гермес» Андрей Ерёмин.