Михаил Чумаков, доктор психологических наук, руководитель Курганского отделения «Федерации психологов образования России»
Я был в школе, в которой произошел инцидент как приглашённый эксперт. Беседовал с классным руководителем, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе. Ознакомился с документацией школьного психолога, системой психолого-педагогической работы школы. Считаю важным не просто остановиться на конкретном случае, произошедшем в конкретной школе, а сформулировать проблему более широко.
Школьная психологическая служба нуждается в серьезном реформировании. Но чтобы это произошло, всем нам, а в первую очередь законодателям и чиновникам Минобрнауки, нужно осознать роль школьного психолога как полноправного участника образовательного процесса. Психологическая служба в системе образования нуждается в серьезном подходе, а не в подходе по остаточному принципу. Сегодня школа сталкивается с новыми рисками. Среди них — кризис семьи, нарушение межпоколенных связей, преобладание ценностей потребления над ценностями саморазвития. Низкий уровень безопасности информационной среды для детей, провоцирующий массовое использование негативных образцов агрессивного поведения. Влияние деструктивных и экстремистских групп. Добавьте сюда же распространенность наркомании, суицидального поведения, ранней сексуальной жизни. Рост явлений одиночества, низкий уровень коммуникативной компетентности подростков, низкая мотивация общения, сотрудничества. Список можно множить и множить. Новая социокультурная ситуация развития современных детей и подростков ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования.
Если все оставить так, как оно есть, буллинг, подростковые суициды, самоповреждающее поведение подростков и школьная стрельба будут обыденной реальностью. Причем говорить об этом общество будет только тогда, когда в очередной школе раздастся стрельба. Обращу внимание – о важности работы школьного психолога говорится после каждого подобного случая, а их в стране уже было, по моим подсчетам, 23, за 2013-2018 годы, но системных изменений не происходит. В отношении педагогов-психологов нужно проводить вдумчивую кадровую политику, стараться закрепить специалистов на рабочем месте, избегать текучести кадров. Трудно выстроить систему работы, когда за год в учебном заведении меняется три психолога. А ведь задача школьной психологической службы — обеспечение психологической поддержки целостного процесса воспитания и развития детей, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Следующая болевая точка — взаимодействие науки и практики. Общим местом стали рассуждения о том, что современные дети имеют целый набор характеристик, которые отличают их от, например, детей 90-х годов прошлого столетия. В системе образования необходима организация и проведение масштабных исследований современного ребенка. Нуждается в совершенствовании и система школьной психодиагностики, необходима разработка адекватных психометрических характеристик, методик.
Ну и наконец, школе, может быть, в большей степени, чем раньше, нужны подвижники – люди, которые приходят сюда не формально «работать», а вкладывают свою душу.
Берегите детей, они должны знать, что всегда рядом с ними есть человек, к которому они могут прийти не только с радостью, но и со своей болью.