На всю Россию прогремела история, произошедшая в Волоколамске (Московская область) Там вчера у районной больницы собралось полторы тысячи местных жителей, которые потребовали закрыть мусорный полигон «Ядрово», отравляющий воздух в городе.
Из–за этой свалки массово отравились школьники – 21 марта к медикам за помощью обратилось больше полусотни ребят, некоторые из них были госпитализированы, пишет «Московский комсомолец».
К людям приехал глава Волоколамского района Евгений Гаврилов. Его местные жители считают виновным в том, что переполненный полигон не закрыт. Он был встречен криками «Убийца!», «Фашист!», «Бейте его!», «На свалку!». Несколько протестующих добрались до лица Гаврилова и прочистили ему очки кулаками. После чего чиновника, прикрытого охраной, увели в больницу, сообщает канал RTVI.
Ролик с народным «воспитанием» чиновника активно обсуждают в интернете. Одни поощряют разборку с Гавриловым, учитывая обстоятельства, которые привели к инциденту; другие – уверены, что распускать руки нельзя, ведь есть законные методы решения вопросов, в противном случае всё может закончиться «махновщиной» и «майданом».
ForPost узнавал у крымских общественников, депутатов и чиновников, имеют ли граждане право наказывать чиновников – если да, то как.
«Суд Линча» не может быть нормой поведения в современной России, уверен председатель Таврического общества ревнителей Памяти Государя Императора Николая Второго Алексей Васильев.
«Я считаю, что самосуд – не наш формат. Самосуд – в диких степях Украины. Россия же всё–таки страна, где существуют определённые законы, и какая бы ни произошла трагедия, всё можно решить в рамках законодательства.
Конечно, в этой ситуации (в Волоколамске – прим.) эмоции били через край. Но так поступать, конечно, нельзя», – сказал Васильев.
Он обратил внимание на то, что такой накал негативных эмоций в толпе может быть использован провокаторами – «подобные вещи мы наблюдаем сплошь и рядом».
По его мнению, вряд ли в ситуации в Волоколамске нужно искать виновных (в нападении на чиновника – прим.), но следует позаботиться, чтобы такое впредь нигде в России не происходило.
Порочных же чиновников, по мнению Алексея Васильева, нужно открыто судить.
«Почему–то вообще в нашей стране так повелось, что если чиновник – то, значит, что–то там не чисто, значит, он или вор, или какой–то хитрец, использующий служебное место в личных целях.
Но это не всегда так, нельзя говорить обо всех одинаково. Каждый конкретный случай нужно рассматривать с точки зрения законодательства, Уголовного кодекса. Нужно чиновника – если он виновен – не только бранить, но и привлечь его к суду, и суд должен быть гласным», – сказал председатель Таврического общества ревнителей Памяти Государя Императора Николая Второго Алексей Васильев.
Физическое наказание гражданами должностных лиц любого уровня недопустимо, считает руководитель крымского управления Роспотребнадзора Наталья Пеньковская.
«Есть нормы действующего законодательства, в цивилизованном обществе всё должно решаться цивилизовано», – сказала она.
Пеньковская добавила, что сами граждане по отношению к чиновникам не всегда ведут себя корректно и адекватно, и своим поведением могут вызывать негативные эмоции у чиновников, которые обязаны граждан принимать.
«Действующее законодательство должно соблюдаться как чиновниками, так и гражданами – у нас закон для всех один. Это же не значит, что чиновник, к которому на приём придёт кто–то из граждан или заявителей, может заниматься рукоприкладством если возникают какие–то спорные или скандальные вопросы.
Почему же граждане могут позволить это себе в отношении должностного лица?!» – отметила руководитель крымского управления Роспотребнадзора.
С точки зрения закона самосуд над чиновниками, конечно же, недопустим – по той же причине, по которой недопустимо насилие и агрессия в отношении любого другого человека, и это чётко прописано в российском праве, сказала адвокат Адвокатской палаты Республики Крым Ирина Чепинога.
«Мне не известен ни один из законов или иных нормативно правовых актов, который бы предоставлял гражданам право применять силу к чиновникам. Наоборот, применение физической силы – и к представителям власти, и к простым гражданам – законом запрещено», – подчеркнула Чепинога.
Она напомнила, что в гражданском обществе есть другие способы наказания провинившегося, по мнению граждан, чиновника.
«Люди могут объединиться в общественные организации или просто кооперироваться, создавать инициативные группы, направлять жалобы, исковые заявления, обращаться в суд, в органы контролирующие, записываться на личные приёмы, инициировать проверки. В этом и проявляется гражданское общество.
У нас страна демократическая и каждый гражданин должен действовать в рамках закона и воспитания», – пояснила адвокат.
Бездействие чиновников не даёт права на самосуд и самоуправство, подчеркнула юрист, законом это не предусмотрено.
«Я понимаю причины и предпосылки такого поведения граждан (в Волоколамске – прим.), но всегда нужно чётко понимать причинно–следственную связь между отравлением детей, как в этом случае, и расположением свалки. Действительно ли эти события состоят в причинной связи? Доподлинно этого никто не знает.
Если и происходит какое–то обвинение, оно должно быть подкреплено объективной информацией. Я понимаю степень возмущения людей, я не понимаю бездействие, если оно есть, и мне не известны причины, почему эта ситуация не решается. Нужно действовать в рамках закона. Свобода действий – это не вольность», – подчеркнула Ирина Чепинога.
Крымский общественник Александр Талипов также не считает избиение чиновника толпой допустимой мерой наказания за его – даже доказанные – проступки.
«Конституция России и федеральные законы, в которых сказано о защите чести и достоинства, жизни и здоровья, не разделяют граждан на чиновников и обычных людей. Наоборот – закон ужесточает ответственность за нападение на госслужащих, которые исполняют свои обязанности. Поэтому, конечно же, применение насилия в отношении чиновников не допустимо», – сказал Талипов.
Он, не являясь сторонником самоуправства, всё же признал – зачастую именно «народный бунт» заставляет власть обратить (наконец–то!) внимание на проблему и начать её решать.
«Далеко ходить не надо, яркий пример – Крым и Севастополь, где люди тоже годами пытаются отстаивать свои права: земельные, на имущество и так далее. И зачастую те органы, на которые люди жалуются, дают ответы на жалобы, поэтому всестороннего изучения проблемы не происходит», – отметил общественник.
Но ситуация может развернуться и по–другому, предупредил Талипов, когда на тех, кто позволил себе агрессию в отношении «глухого» чиновника, заводят уголовные дела.
Нет нужды в каких–то новых, более жёстких, мерах воздействия на чиновников, которые не работают или вредят своими действиями/бездействиями, – достаточно того, что предлагает действующее законодательство – его нужно просто соблюдать, уверен Александр Талипов.
«У нас есть Кодекс об административных правонарушениях, в котором прописана ответственность чиновников, например, за нарушение законодательства об обращении граждан. Есть там «приятный» штраф в пять тысяч рублей. И этот штраф выносится за конкретное совершённое нарушение. Если таких нарушений 20 – отписок – так завалите этого чиновника штрафами.
Но нужна централизованная позиция всех ветвей власти. Вот когда все перед законом будут равны (независимо от должности и регалий) – нарушил закон – получи наказание – тогда в принципе будет наведён порядок. А так все механизмы есть, просто не всегда их хотят задействовать», – добавил общественник.
Замглавы комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления парламента Крыма Сергей Шувайников – однозначно против применения к чиновникам, да и вообще представителям власти, физической силы. Он предложил гражданам использовать другие методы, допустимые, чтобы добиваться от чиновников выполнения своих требований.
«Даже самое справедливое требование, критика и недовольство должны иметь другие формы выражения. В том числе формы митинга, блокады – забаррикадировать его кабинет, может, ажиотажные скандальные акции, чтобы привлечь внимание и добиться его смещения/заставить его работать, бессрочные акции.
Есть разные формы борьбы, даже радикальные, а это уже экстремистское поведение – фактически нападение на представителя власти. Ведь цель–то какая стоит? От того, что чиновника ударить по голове, проблема не решится, а жители ведь хотят решения острой проблемы, из–за которой они вышли на митинг», – пояснил Шувайников.
Кроме акций протеста и юридических форм давления на чиновника, предусмотренных законом, есть и моральные методы давления, добавил парламентарий.
«Как вы думаете, приятно было бы, если бы они выпустили листовки, надписали на стенах с негативным указанием того, кем является глава района? Это тоже очень сильно воздействует на представителей власти. В соцсетях можно организовать кампанию, сбор подписей протестных. Это допустимые методы», – полагает Сергей Шувайников.
Проблема в том, что граждане лезут на чиновников с кулаками, таится в их юридической безграмотности, считает он.
«На сегодня достаточно тех мер, которые прописаны в законодательстве, но люди просто их не знают и очень слабо их используют. И беда власти в том, что она очень слабо разъясняет людям законы и их права по этим законам», – отметил Шувайников.
«Это только на «майдане» в Киеве безрассудно люди плевали на законы, на конституцию, захватывали органы власти, административные учреждения, сажали представителей власти в мусорные баки или выгоняли их, физически издевались. Но это уже правовой беспредел, который должен сурово наказываться! Иначе мы можем иметь тяжёлые последствия, которые сегодня имеет Украина, получив иную власть и совершенно иные методы работы.
В нормальном государстве с нормальными законами всех нерадивых чиновников, депутатов, которые не выполняют своих обязательств и не поддерживают связи с жителями, гражданами, с народом, который является носителем власти, есть другие методы наказания», – добавил Шувайников.
По его мнению, у россиян есть возможность не только заставить чиновника работать, но и ужесточать наказание для тех, кто, по мнению людей, значительно превысил свои полномочия или существенно нарушил права людей, нанёс своими действиями или бездействием урон жизни или здоровою. К примеру, можно обратиться к депутатам региона, в Госдуму, к президенту России, сказал Шувайников.
Кстати
Российский писатель Михаил Веллер в своём романе «Гонец из Пизы» описал «День чиновника» – ежегодный народный праздник. Граждане вносили в бюллетень пять фамилий самых «вредных» управленцев. По итогам голосования пятёрка тех, кого больше всего ненавидят люди, выводилась на площадь, где стояла виселица.
Из пятерых выбирался один, который и отправлялся в петлю…
Власта Пидпалая
Использованы фото kommersant.ru, politrada.com, nasha–derzhava.livejournal.com, 82.rospotrebnadzor.ru, legalstudies.com, из Facebook Александра Талипова; видео телеканала RTVI
Предлагаем ответить на нашем сайте на вопрос
Прав ли Михаил Веллер, который – пусть и в романе – учредил «День чиновника»?
Ответить на опрос и обсудить статью: https://sevastopol.su/news/po-kom-zvonit-volokolamsk-opros
____________________________________________
Подписывайтесь на Дзен-канал ForPost
и на наши паблики в социальных сетях:
ВКонтакте Facebook YouTube Одноклассники Telegram