Госдума приняла во втором чтении законопроект, который вводит на российском финансовом рынке новый вид эмиссионных ценных бумаг — структурные облигации.
Комментируя законопроект, автор законопроекта — председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков напомнил, что «при первом чтении законопроекта в конце 2017 года предусматривалось введение института структурных расписок». Однако, по его словам, поправками ко второму чтению было решено уточнить определение нового финансового инструмента, с учетом мнений экспертов, и обозначить его как отдельный вид облигаций в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», сообщили в пресс-службе Госдумы.
Согласно законопроекту, указанная ценная бумага предусматривает выплату ее владельцу номинальной стоимости или части номинальной стоимости и (или) выплату дохода по такой ценной бумаге в зависимости от определенных обстоятельств, указанных в решении о ее выпуске. Структурная облигация не может быть досрочно погашена по усмотрению эмитента, — уточнил Анатолий Аксаков. Эмитентами структурных облигаций могут быть только кредитные организации, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества.
По словам Анатолия Аксакова, приобретать структурные расписки смогут только квалифицированные инвесторы, при этом Банк России будет вправе в своих нормативных актах ставить условия, при которых структурные расписки могут предлагаться неограниченному кругу лиц.
Как подчеркнул Анатолий Аксаков, в этом случае законопроект обеспечивает дополнительную защиту физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, поскольку предусматривает так называемый «период охлаждения», согласно которому физическое лицо, приобретающее размещаемые структурные облигации, в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора вправе его расторгнуть в одностороннем порядке и потребовать возврата денежных средств.
Необходимость внесения изменений в законодательство обусловлена тем, что сегодня со стороны инвесторов имеется существенный спрос на структурные продукты с частичной защитой капитала (по некоторым оценкам, глубина рынка для таких продуктов превышает 100 млрд. рублей в год). Однако в рамках российского правового поля выпуск подобных ценных бумаг не допускается. Ранее для их выпуска участники финансового рынка использовали иностранные дочерние организации. В настоящее время (с введением санкций) приходится пользоваться услугами иностранных юрлиц, теряя доходность.
— Очевидно, нам необходимо приводить нормы внутреннего законодательства в соответствие с международными, которые позволяли бы нашим компаниям, финансовым институтам активно работать на российском рынке, в том числе помогая налоговыми поступлениями в бюджет от проведения операций с такими финансовыми инструментами, — уверен Анатолий Аксаков.
— Структурные продукты пользуются спросом среди инвесторов всей России. Сибирь не является исключением: есть достаточное количество обеспеченных людей, которые рассматривают различные финансовые инструменты для диверсификации рисков, — поясняет Антипин. — Договоры по структурным финансовым инструментам оформлялись в соответствии с законодательством РФ, но имели достаточно сложную для понимания форму гражданско-правовых договоров с непростыми условиями. Облигации являются понятным, прозрачным инструментом. Они контролируются несколькими независимыми сторонами, в том числе биржей.
Эксперт уверен, что облигационная форма упростит продажи структурных продуктов.
— С 2016 года на облигационном рынке идет либерализация и появляется все больше интересных долговых инструментов. Так, в 2016 году состоялись первые выпуски коммерческих облигаций, в 2017 году упростили процедуру выхода на рынок биржевых облигаций для эмитентов третьего эшелона. Кроме того, инвесторов освободили от уплаты НДФЛ на купонный доход по биржевым облигациям, в результате чего данный инструмент стал прямым конкурентом депозитов. В этом контексте расширение инструментов приведет и к более высокой конкуренции за средства инвесторов, — резюмирует Алексей Антипин.
Фото: баз- pixabay.com, автор- geralt, др- из личных архивов