Мой сын - левша. Мой муж - левша. Мои подруги - левши. Я среди них как белая ворона. Они даже ржут надо мной: "Ты же правша, что с тебя возьмёшь?" Но это - мой маленький, отдельно взятый, мир. А в большом реальном мире всё наоборот.
В каждом классе на 25 человек 2-3 левши точно есть. Это процент небольшой, но заметный. Мальчиков и девочек среди левшей примерно поровну, но у мальчиков больше проблем с учёбой. Отличники-левши тоже встречаются, к счастью.
Отношение к ученикам-левшам у разных учителей началки соответственно разное: настороженное - "не знаешь, чего от него ждать", обречённое - "блин, ещё один проблемный товарищ", испуганное - "а чё с ним делать-то?", спокойное - "левша тоже человек". Независимо от отношения каждый учитель понимает: левша - особый ученик.
Особый он потому, что информация о левшестве и о том, можно ли переучивать левшей или нет, всё время меняется. Учёные всё исследуют и исследуют левшей, и нас, обывателей, путают. Иногда хочется сказать: "Люди, да оставьте уже левшей в покое! Какая вам разница, какой рукой человек пишет, рисует, ложку держит, гвозди забивает! " Ан нет, не дают левши правшам покоя.
В начале 1930-х годов в журнале "Русская клиника" доктор А.А.Капустин написал кошмарную фразу: "Дети-левши в большинстве своём являются дегенератами, отягчёнными грубыми клеймами вырождения и слабо одарёнными". Каково, а? Слава Богу, это не так, и на дворе 21-й век, но, знаете, сколько людей-правшей ещё подвержены подобной дремучести и стремятся непременно переучить своего ребёнка-левшу в правшу, чтобы был "нормальным человеком"? Каждый год встречаю таких мам и бабушек (дедушкам и папам "проблема" чаще по барабану). Никакие доводы, что куча знаменитостей от Александра Македонского до Стива Джобса - левши, не действуют. И есть мамочки, наоборот считающие своего ребёнка однозначно гением, потому что он левша. Одна такая мама довела 10-летнего сына до клиники неврозов: так он, бедный, переживал, что мамины надежды не оправдал.
Не буду сильно углубляться в научные данные и переписывать информацию разных сайтов. Передам мнение нейропсихолога Т.Г.Визель, которое меня недавно немного в растерянность повергло, но не сбило пока с устойчивой позиции, что лучше левшу не трогать - не переучивать. Примерные тезисы ниже.
До сих пор учёные считали, что левшество - не аномалия, а просто черта личности. Но в последнее время (год-два-десять? - прим. моё) опять всё больше говорят, что это всё-таки аномалия. Что одно полушарие - левое - работает не в полную с илу, а правое - в режиме гиперкомпенсации. Отсюда вытекают большие способности левшей к творчеству и искусству.
Когда одно полушарие гиперактивно, возникает конфликт полушарий. Поэтому левши гораздо чаще, чем правши, подвержены нервным и психопатическим срывам. В своеобразной группе риска находятся. Но можно этот полушарный конфликт скорректировать. Это зависит от внешнего стимула, который получит мозг ребёнка из окружающего мира. Об этом и должен позаботиться взрослый.
Если родитель видит, что ребёнок бурно, ярко реагирует на художественно-эстетические стимулы (музыку, театр; может, он плачет на спектакле, переживая за героя), то взрослый может притормозить подачу таких стимулов и усилить логическое, интеллектуальное развитие ребёнка. То есть притормозить одно полушарие и стимулировать другое.
Главное, на что нужно ориентироваться взрослому, чтобы не наломать дров и не вызвать таким вмешательством разных патологических нарушений - это на состояние и реакцию самого ребёнка. Нельзя давить, заставлять насильно (некоторые родичи даже левую руку привязывают!). Можно ненавязчиво предлагать и смотреть на реакцию. Если ребёнок уходит в негатив, невроз - оставьте его в покое и не трогайте. Пусть человек развивается, как природа заложила.
Вот такое мнение нейропсихолога. Я своего сына не трогала, не переучивала. Детей-левшей в классе не трогаю, не переучиваю. В следующих статьях напишу о проблемах левшей в учёбе и что происходит с детьми, которых переучивают насильно (случаи из практики).
Если вам есть чем поделиться по данной теме, пишите на почту: annalitts71@gmail.com