Законодательство точно определяет список документов для истребования, однако набор запрашиваемых дополнительно сведений формируется самим инспектором при помощи программного обеспечения. Инспектор не всегда досконально разбирает все подробности каждой конкретной сделки с контрагентами. Если он все же решается на это, то высылает уточняющее требование и поручение. Формат шаблонов поручений и требований предусматривает предоставление документов и информации отдельно друг от друга.
Бывает, что инспекция предъявляет такое абсурдное требование, как «сообщить, какое количество снятий данных счетчиков расхода электроэнергии в числе 529020 съемов имело место». По существу, здесь требуется указать уже известную инспектору информацию «о количестве показаний в количестве показаний». Возможны два варианта – просто вставить названное число или попросить детальней пояснить, какие именно сведения необходимо предъявить.
Еще один пример из практики. Налоговая инспекция потребовала от одной фирмы предоставления копии текста договора вместе со сведениями о сущности (или предмете) договора. За отказ от передачи сведений о договоре грозили наложить штраф, и какую же именно информацию надлежало указать?
Возможны два сценария действий.
Первый – переписать нужные сведения из контракта.
Второй – сообщить, что в ранее переданном согласно запросу договоре уже присутствует информация о предмете договора.
Нередко в бухгалтерский отдел какой-либо организации поступает от фискальных органов запрос следующего содержания: «предъявить сведения о перепродавце с добавлением в комплект передаваемых бумаг накладных, договоров, счетов-фактур». Организация послушно передает затребованные документы. Но так гладко дело обходится не всегда. Опыт ведения судебных процессов свидетельствует о том, что порой компания «проявляет гонор», выражая явный протест. Например, из резолюции ФАС Дальневосточного округа от 02.11.12 № Ф03-5016/2012, решение суда свелось к заключению, что в Налоговом кодексе проводится однозначное разграничение понятий «сведения (информация)» и «документы».
Согласно подробностям рассмотрения прочих судебных дел, при запросе сведений о сделке инспекторы порой не уточняют детали касательно того, какие же именно уточненные данные насчет упомянутой сделки им требуются. Иногда налоговые органы даже не уведомляют организацию о том, по каким конкретно параметрам надлежит идентифицировать нужную им сделку. По существу, затребовались не детальные данные о сделке, а определенный набор бумаг, такой как договоры с контрагентами, акты об исполненных контрактах (ФАС Уральского округа от 24.03.16 № А60-29978/2015, ФАС Поволжского округа от 17.01.13 № А65-10975/2012).
Также зачастую в требовании отсутствует детальный список запрашиваемых документов, в связи с чем вызывает трудность определение того факта, сколько именно бумаг не было предъявлено, а значит, и точную сумму штрафа поэтому вычислить не получается. Нехватка доскональных подробностей в отправленных налоговым органом требовании создает существенную «головную боль» для организационной бухгалтерии и служит для организации поводом для обращения в суд в связи с неправомочными претензиями фискалов. Нередко затребуется набор документов за квартальный временной интервал, но информация о контрагентах и прочих параметрах сделки отсутствует (ФАС Москвы от 04.05.12 № А40-77795/11-90-338, Президиум ВАС России от 08.04.08 № 15333/07).
Аналитические справки и таблицы от инспекторов
Нередко затребуется целый набор сведений в соответствии с установленным самим инспектором характеристиками. Представляемая информация должна иметь форму аналитических справок, расшифровок или сводных таблиц.
Далее, с целью фиксации факта нарушения, используются данные из аналитической таблицы или справки в рамках процедуры контроля контрагентов. Фискальный инспектор отбирает финансовые показатели для операций согласно собственноручно установленным требованиям. Работник организации, составляющий справку или таблицу на основе базы данных о финансовых операциях, вполне способен неверно понять особенности требования или допустить неправильность в отчетном документе. Однако инспектор не требует предоставить ему дополнительные бумаги и сведения, проливающие иной свет на характер сделки.
В соответствии с указаниями различных судебных инстанций, табличные расчеты, реестры в табличной форме и истолкования показателей упомянутых таблиц запрашивать нельзя. Прежде всего, подобные таблицы лишены доказательной силы в качестве регистров или документов, изучение и анализ которых вменяется в обязанность инспектору. Кроме того, сомнительные количественные параметры, внесенные в таблицы работниками организации, вообще не подвергаются контролю и не могут служить поводом для начисления дополнительных налоговых штрафов. Вышесказанное распространяется также и на случаи, когда временной интервал расчета превышает заданный срок (ФАС Москвы от 13.12.12 № А40-45053/12-20-241, от 12.04.13 № А40-150203/10-118-891, ФАС Дальневосточного округа от 01.06.09 № А73-11087/2008).
Процедура затребования пакета документов одинакова как и в случае их запроса у контролируемого лица непосредственно, так и у его контрагента в случае встречного контроля (или проверки). Инспекция вправе предъявить требования в рамках запроса документов как к бухгалтерскому отделу подотчетной организации (контролируемое лицо), так и к ее контрагенту в рамках встречной проверки при выяснении того, какой именно штраф надлежит выписать, если имели место нарушения в плане количества и порядка предоставляемых документов, а также подтасовки и искажения содержащихся в них сведений.