Эта статья будет интересна выпускникам и родителям, которые заботятся прежде всего о результате.
Цель у всех сдающих ЕГЭ по литературе одна – получить максимальный балл на экзамене и поступить туда, куда больше всего хочется.
Чтобы ее достичь, нужно четко сформулировать задачи и расставить приоритеты в средствах и способах, которые помогут с этими задачами справиться.
Задача №1. Прочесть произведения. Выучить стихи.
Основное средство: самостоятельное чтение и заучивание.
Риски: не хватит времени и/или сил, все забудется перед самым экзаменом.
Что делать: читать и учить по мере сил, если можете, читайте и учите по плану, конспектируйте, используйте грамотные конспекты из сети.
Дополнительное средство: видео и аудио лекции в сети, пересказы, краткие содержания аудио/видео/текстовые, таблицы из пособий.
Риски: неверно или субъективно расставленные акценты, упущенные важные эпизоды или детали, голый сюжет и отсутствие вашего личного независимого впечатления от прочитанного (которое иногда выручает и подстегивает вашу память), долгие лекции с большим количеством посторонней информации, много повторов в сети, дублирующих друг друга материалов, пересказов пособий и откровенной отсебятины.
Что делать: конспектировать и размечать произведения самому, сохранять только один, самый подходящий для вас вариант конспекта (аудио/видео/текст/таблица), не распыляться на всё, выбрать один, максимум два ресурса, на котором будете брать краткие содержания или с которыми будете сверять ваши конспекты. Это может быть канал, паблик, конкретный человек в сети, живой репетитор, преподаватель курсов или школьный учитель.
Несколько наших замечаний/советов #поделу.
Не стоит платить репетитору, который пересказывает вам сюжет. Этого добра полно бесплатно в электронных пособиях, в пабликах и на каналах ютуб в самых разных формах. И за курсы, на которых вам пересказывают сюжет, платить не стоит. Если вам кажется, что это гарантия беспристрастного четкого и емкого пересказа, за который не жалко заплатить, потому что он экономит вам время, не обольщайтесь. Это не всегда емкий пересказ и не всегда точный. Еще раз повторюсь, в сети изобилие подобных материалов бесплатно! Курсы с пересказом вообще бросайте сразу, это трата ваших денег. В конце концов сюжеты многих произведений из кодификатора вы обсуждаете в школе! В случае с репетитором, если вы дорожите им, то все равно не тратьте время, которое оплачиваете, на краткое содержание текстов. Лучше спросите его мнения по тем ресурсам с содержаниями, которые подберете для себя, и следуйте его совету, а сами занятия посвящайте более полезным и сложным вопросам.
Что есть по этой задаче в BadLit: мы создаем уникальные краткие и емкие конспекты по произведениям, которые удобно пролистать накануне экзамена, в которых есть слайды с фактическими ошибками, искажением авторской позиции и сопутствующей теорией, которых нет нигде. Пока их не много, но это только потому, что мы только начали переплавлять личный педагогический опыт в современную емкую и понятную графическую форму. Дальше будет больше!
Задача №2. Разобраться с теорией.
Основное средство: словарь Квятковского, КЛЭ (краткая литературная энциклопедия), словари на dic.academic.ru, таблицы, справочники.
Риски: нет гарантий, что на конкретном тексте удастся без проблем применить теоретические знания (особенно заданий 15 и 16 по лирике касается).
Что делать: см. Задачу №4.
Дополнительные средства: видео и аудио лекции в сети, ролики сдавших ЕГЭ, паблики в соцсетях.
Риски: 1) в попытке дать однозначный ответ, гарантирующий успех на экзамене, многие не только упускают важные нюансы, но и делают откровенные ошибки в определениях и дают неверные рекомендации; 2) сплошь и рядом дублирование пособий, таблиц, словарей и всего, что вообще не стоит вашего внимания и вашего времени в такой форме откровенного баяна; 2) нет гарантий, что на конкретном тексте удастся без проблем применить теоретические знания (особенно заданий 15 и 16 по лирике касается).
Что делать: не смотреть всё подряд, выбрать 1-2 источника сведений по теории и ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять себя практикой (см. Задачу №4).
Несколько наших замечаний/советов #поделу.
Лучше всего запоминается то, что проверено личным опытом. Практикуйтесь! Осваивайте теории в процессе чтения, в процессе работы над текстом и выполнения заданий. Оторванная от практики теория запоминается либо ненадолго, либо автоматически, те при анализе конкретного текста может не сработать, потому что не хватит гибкости в понимании термина.
Что есть по этой задаче в BadLit: есть страничка на нашем сайте с креативной теорией, где мы снова графически сжимаем основную нужную для ЕГЭ теорию, так сжимаем и подаем, чтобы это было легко использовать на практике. Еще в наших графконспектах есть отдельные теоретические слайды, которые напрямую соотносятся с тем произведением, которому посвящен графконспект.
Задача №3. Разобраться с критериями.
Основное средство: демо-версия на сайте ФИПИ.
Риски: документы ФИПИ написаны скорее для проверяющих, чем для тех, кто сдает ЕГЭ, поэтому на практике не всегда понятно, как соответствовать критериям при любом тексте.
Что делать: искать того, кто может вам компетентно разъяснить не сами критерии, а как по ним писать развернутые ответы и сочинение, и самое главное – проверять ваши работы «как эксперт» (идеальный вариант, когда проверяющий действительно является экспертом ЕГЭ).
Дополнительное средство: личный опыт сдавших «на 100» (видео-каналы, паблики в соцсетях), образцовые сочинения, шаблоны.
Риски: тот, кто прошел путь сам а) не всегда может правильно определить, благодаря чему у него это получилось (для этого нужно реально обладать продвинутым аналитическим и критическим мышлением и желанием его применить); и б) не всегда может научить, как повторить этот путь. Кроме того, «знать путь и пройти его – не одно и то же».
Что делать: ищите надежных людей, с головой и сердцем, чтобы и полезно, и комфортно. Ищите вашего человека в сети или в вашем городе.
Несколько наших замечаний/советов #поделу.
Главное, чтобы человек был компетентным, объяснял доступно именно вам и мог проверить «как эксперт».
Что есть по этой задаче в BadLit: тут не будем писать о наших графических памятках по критериям (вы их посмотрите лучше сами на нашем сайте), а сразу перейдем к задаче №4, к практике.
Не бывает высоких баллов без практики! Нужно тренироваться.
Можете делать это на уроках в школе, на курсах, с репетитором. Лишь бы проверка была компетентной, по критериям ЕГЭ, а рекомендации индивидуальными, понятными и действенными.
BadLit дает возможность такой эффективной практики, независимо от того, в какой точке пространства вы находитесь. Из Москвы или Якутска можно практиковаться по развернутым ответам ЕГЭ и ОГЭ, присылать их и получать компетентную экспертную оценку и индивидуальные рекомендации по устранению ваших ошибок и недочетов. Самосовершенствование и уверенность в своих силах приходят только через испытание самого себя на деле. Для этого у нас есть не только проверка заданий, но и полноценный пробный экзамен. Ваша уникальная возможность – ваши уникальные результаты. Подробнее о том, как практиковаться с BadLit, читайте в ближайшей статье.
Напоследок, самая неприметная и часто ускользающая от внимания абитуриентов и их родителей задача для тех, кто поступает в престижные ВУЗы или на филфак – научиться анализировать тексты. Те развить свой собственный навык работы с любым художественным произведением.
Все материалы BadLit по развитию навыка работы с текстом открыты и бесплатны. Пользуйтесь, учитесь, тренируйтесь!
Все, что мы делаем для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе, ищите на сайте, вКонтакте, в инстаграме и на канале Youtube. По всем вопросам пишите на нашу почту badlit2018@gmail.com.
Ваши @BadLit.