Найти тему
ABW

"Автомат" на дизельном BMW Е53 - слабые места, надо ли обслуживать и как

"Расскажите про "автомат" на дизельном BMW Е53 2001 года. Интересует его надежность и слабые места. И что скажете про замену масла? Одни говорят, что надо менять, другие - что не надо, так как масло залито на весь срок службы, а если поменять, могут быть большие проблемы".

Вплоть до 2003 года BMW Х5 семейства E53 оснащались 5-ступенчатыми АКПП 5L40E производства General Motors либо 5HP24 производства ZF. На дизельные версии E53 ставилась 5L40E, но различия, которые существуют между дизельным и бензиновым вариантами этой коробки передач, а также ее модификациями, использующимися в BMW 3-Series, 5-Series и Х3, принципиальными не являются. Поэтому "болезни" рассматриваемой АКПП общие для любых ее разновидностей.

-2

Главное слабое место 5L40E - блокировка гидротрансформатора. Износ фрикционной накладки блокировки сопровождается образованием пыли и стружки, разносимых затем из гидротрансформатора по другим узлам АКПП гидравлической жидкостью, которую, что опять-таки непринципиально, в обиходе обычно называют маслом.

-3

Масляный насос в 5L40E - роторного типа, с плавающими в пазах ротора лопатками. Грязь в масле затрудняет перемещение лопаток, что приводит к скачкам давления масла. Как указывают специалисты по ремонту автоматических коробок передач, самый неблагоприятный сценарий развития событий - заклинивание лопаток и последующее протачивание ими алюминиевого "колокола" насоса.

-4

Не менее важно, что грязь способствует ускорению износа канала статора масляного насоса. Это вызывает падение давления масла. При недостаточном давлении масла начинают работать с проскальзыванием пакеты фрикционов. Чаще всего в 5L40E страдают фрикционы барабана Direct, реже - барабана Forward. Из-за износа и подгорания фрикционы вносят свою лепту в загрязнение масла.

-5

Чтобы компенсировать снижение давления и поддерживать его на необходимом уровне, блок управления АКПП полностью открывает соленоиды, в результате чего уже сами соленоиды начинают страдать от потока грязного и перегретого вследствие проскальзывания фрикционов масла. Проблемы с соленоидами, а также загрязнение каналов и износ клапанов гидроблока ведут к падению управляющего давления и замыкают круг, начавшийся с блокировки гидротрансформатора.

-6

Как видим, определяющим для надежности и долговечности 5L40E, как, впрочем, любых других "автоматов", является состояние гидравлической жидкости. От загрязнения ее защищают магнитный уловитель в поддоне коробки и масляный фильтр. Однако магнит собирает лишь металлические частицы, да и то только те из них, которые прилипают к магниту. И ни один фильтр не обеспечивает стопроцентную очистку масла, ибо в зависимости от размера некоторые частицы грязи свободно проходят сквозь фильтрующий элемент.

К тому же со временем помимо загрязнения жидкость под действием нагревов и охлаждений, а также контакта с влажным воздухом, заносимым внутрь коробки через сапун, стареет, окисляется и засоряется водным конденсатом. Отсюда и появляется необходимость ее периодической замены, которая не стыкуется с заверением производителя автомобиля, что масло залито в АКПП на весь срок ее службы. 

Вернее, если по соображениям производителя срок службы не должен превышать 300-350 тыс. км, то в течение указанного пробега современные жидкости для автоматических трансмиссий со своими обязанностями, может быть, и справятся. Однако в Беларуси автомобили после достижения подобного пробега отправляются не на утилизацию по причине окончания срока службы, а переходят из одних рук в другие, если только первые владельцы не успели избавиться от них еще раньше.

-7

Есть мнение, с которым трудно не согласиться, что исключение обслуживания АКПП из списка регламентных работ по уходу за узлами и агрегатами автомобиля не более чем маркетинговая "замануха" как раз для первых покупателей, ведь лишь они являются клиентами дистрибьюторских сетей и интересны производителям как источники дохода. А чем плохо первым владельцам не обслуживать АКПП?

-8

Такой возможностью они с удовольствием пользуются, а результаты этого отношения приходится пожинать вторым и следующим владельцам автомобилей с автоматическими трансмиссиями. 

Отсутствие обслуживания чревато несколькими последствиями, если по прошествии большого пробега все-таки решено обновить масло в "автомате". Контакт с водой, попадающей в коробку через сапун и накапливающейся в жидкости, не проходит бесследно для накладок фрикционов, основе которых свойственно впитывать влагу. Чем дольше жидкость не менялась, тем больше собирается влаги, которую могут впитать накладки. При этом они становятся хрупкими и способными отслаиваться от дисков.

А моющие свойства у свежей трансмиссионной жидкости намного лучше, чем у работавшей очень долго. Благодаря этому свежее масло готово помочь отслоению фрикционных накладок, а также может поднять отложения в каналах гидроблока и других местах АКПП, после чего комки грязи забьют узкие масляные каналы. Это и есть причины, которые делают замену масла в "автомате" рискованной процедурой. Хотя вероятность, что после обслуживания АКПП станет неисправной и потребует ремонта, невысока, практика эксплуатации знает немало случаев, когда после замены масла подобный эксцесс все-таки происходил.

Еще одна проблема замены масла - самотеком из коробки удаляется меньше половины отработанной жидкости. Остальное задерживается в "бублике" гидротрансформатора, гидроблоке и других узлах. Отсюда возникают сомнения в целесообразности обслуживания - зачем лить свежую жидкость, если она сильно разбавится старой? 

Выходов два. Во-первых, можно ограничиться частичной заменой масла, когда в АКПП доливается столько свежего масла, сколько слилось старого. Затем после какого-то пробега процедуру повторяют.

-9

Во-вторых, на некоторых СТО, специализирующихся на АКПП, есть оборудование для полной замены трансмиссионной жидкости. Но какой способ замены выбрать либо не рисковать с заменой масла вовсе, решать владельцу автомобиля.

Пульс цен

-10

Анализ базы объявлений сайта поиска запчастей BAMPER.BY показывает, что на нашем рынке "бэушные" АКП к BMW Е53 рассматриваемого года выпуска предлагаются по цене от 600 до 1000 у.е. Понятно, что это "кот в мешке", однако цены дают еще один повод подумать над вопросом целесообразности замены масла в престарелой по автомобильным меркам коробке.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора, из архива редакции и открытых источников
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Оставляйте вопросы на форуме или воспользуйтесь кнопкой "Написать в редакцию"

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber

Авто
5,66 млн интересуются