Когда Лама Нахман встретила Стивена Хокинга в 2011, она получила одно четкое указание: не менять его голос.
Её задачей в качестве руководителя команды исследователей и инженеров было обновление компьютерной системы, которая позволяла ученому общаться. «Я была в восторге от того факта, что говорю с одним из самых гениальных людей на Земле", — говорит Нахман, директор лаборатории упреждающих вычислений в Intel. «Ты начинаешь понимать все препятствия, через которые он проходит…и как ему приходится работать каждый день только для того, чтобы поделиться своим мыслями с миром.»
Хокинг, умерший на прошлой неделе, потерял голос после трахеотомии в 1985. Год спустя он начал использовать компьютерную систему, которая дала ему его узнаваемый голос. Его состояние и технология менялись на протяжении десятилетий, и к 2011 технология потребовала капитального ремонта.
Спасение его голоса
Сначала Нахман и её команду попросили увеличить скорость речи Хокинга, но это было только началом. Оборудование, которое поддерживало его голос, было таким старым, что оно могло сломаться в любое время.
За прошедшие десятилетия стали доступны новые компьютерные голоса, но Хокинг хотел сохранить свой. Он чувствовал, что голос, который он приобрел в 1986, стал его собственным, и Хокинг даже зарегистрировал на него права. Когда они разработали новую программу, «он смог распознать, что этот голос не совсем соответствовал прежнему". Нахман говорит: «Это было большим запретом при разработке. Мы не могли ничего менять в синтезированном голосе.»
При разработке вспомогательной технологии она должна тщательно подстраиваться под потребности конкретного человека. Но Хокинг попросил команду убедиться, что та технология, которую они создавали для него, будет доступна для других людей. «Стивен был уверен, что эта технология должна была помогать другим. Он хотел, чтобы мы выложили её исходный код.» — говорит Лама.
Команда Нахман разработала инструмент, который подходил под потребности Стивена, но его можно было легко перенастроить, поэтому другие пользователи могли по-другому активировать устройство, использовать другой интерфейс или другой голос.
За следующие нескольких лет методом проб и ошибок (Стивен Хокинг тестировал технологии на каждом этапе) команда Нахман создала около 60 итераций новой системы. Они создали ПО с нуля, добавив усовершенствованные функции, например предиктивную систему набора текста Swiftkey, чтобы сделать процесс общения и работы более эффективным.
«Одно из преимуществ созданной нами платформы заключается в том, что мы не связывали датчики с остальной частью системы, — говорит Лама Нахман. — Если человек может пошевелить хотя бы одной мышцей, мы сможем найти способ превратить это движение в эквивалент кнопки для управления системой».
В то время как Хокинг управляет курсором на экране компьютера с помощью мышц щеки, которые активируют инфракрасный датчик, установленный в очках, другие могут использовать любые устройства, наиболее соответствующие их состоянию, например камеру, сигнал ЭЭГ или другие средства ввода.
Ответ на их разработки был сильным, в том числе и от разработчиков, которые хотели создать версии для других языков. Сейчас инструмент доступен также на французском, испанском и португальском.
Сотни людей уже воспользовались преимуществами платформы, предоставляемой бесплатно. Лама Нахман каждый день получает большое количество электронных писем с вопросами о том, как настроить технологию для инвалидов, а также с благодарностью от членов семей за возможность снова общаться с близкими.
«В этом заключается сила open-source сообщества — они могут распространить это на других людей», — говорит Нахман.
Послушать эту историю полностью можно по ссылке: http://www.cbc.ca/radio/thecurrent/the-current-for-march-20-2018-1.4583785/meet-the-woman-who-saved-stephen-hawking-s-voice-and-then-gave-the-technology-away-to-those-in-need-1.4583922