Найти тему

В классе трудный ребенок: как быть?

Каждый опытный школьный педагог сталкивался в своей работе с «трудными» детьми. Они не слушаются, могут вести себя по-хамски и провоцировать остальных учеников, обижать их, не смотря на видеонаблюдение и прочие хитрости со стороны взрослых. И часто их никто не понимает.

В этом, наверное, заключается самая главная проблема: они непонятны. Учитель зачастую не может объяснить себе причину их поведения. Многие пытаются рационализировать их действия, но ответа не находят. Это потому, что ответ находится не в логике, а в чувствах.

Тем, у кого в классе трудный ребенок, стоит узнать о четырех выраженных нарушениях детского поведения, которые выявили психологи.

Борьба за внимание – один из самых распространенных. Каждому ребенку необходимо определенное количество внимания, для того чтобы чувствовать себя хорошо и нормально развиваться. Но если по каким-то причинам он не получает его обычными способами, то начинает искать его, провоцируя других и не слушая старших.

Самоутверждение – стремление доказать, что ребенок способен сам решать проблемы и делает это хорошо. Такая манера поведения – норма для детей, в частности подростков, но она усиливается, если они не получают должного признания собственных заслуг и одобрения.

Месть – это всегда ответ на то, что сделал взрослый, причем сам взрослый может этого не осознавать и вообще думать, что не делал этому ребенку ничего плохого. Но он, к примеру, может уделять повышенное внимание отличникам, что обижает нашего «трудного» троечника, и тогда у него возникает желание отомстить.

Потеря уверенности в себе – это когда ребенок, сталкиваясь с многочисленными трудностями, теряет веру в то, что он вообще может что-то с этим делать. А значит, нет смысла стараться, нет смысла развиваться и «я буду плохим».

Теперь главный вопрос: как помочь трудному ребенку? На первый взгляд может показаться, что нелегко понять, какая же из четырех причин относится к вашему ребенку, однако ответ снова лежит в чувствах, в ваших чувствах. Если он привлекает внимание, то это вызывает чувство раздражения, самоутверждение, в свою очередь, вызывает злость. На месть мы реагируем обидой, а когда видим неуверенность ребенка, то чувствуем безнадежность и бессилие.

Отслеживая эти моменты и начиная относиться к ученику соответственным образом, изменяя уже свое поведение и давая ему то, чего он хочет, мы тем самым поможем ему преодолеть трудности и перестанем считать его «трудным».