Найти тему
Зелёнка

Лучо Джулиодори: "Я сюрреалист, потому что вижу сны"

Пообщавшись с доктором искусствоведения, писателем и поэтом Лучо Джулиодори, я узнала, кто был первым сюрреалистом, какую живопись можно назвать самой философской, и как будет выглядеть искусство будущего.

Екатерина: Почему Вы выбрали для изучения именно сюрреализм?

Лучо: Почему? Прежде всего, я тоже сюрреалист, потому что каждую ночь вижу сны! (Смеется). А на следующий день просыпаюсь и помню, что снилось. Моя первая книга называлась «Я вижу сны, а значит, я существую» (“I dream therefore I am”), и это коллекция снов, которые я видел и записал. Скажем так: я чувствую тесную связь с миром снов, а сюрреализм – искусство, которое исследует сны. В основном все дело в этом. А еще в том, что я люблю искусство и философию. А сюрреализм, мне кажется, самый философский вид искусства. И самый глубокий.

Стивен Кенни, Крест (голуби)
Стивен Кенни, Крест (голуби)

Екатерина: Существует мнение, что сюрреализм – не просто течение в искусстве XX века, а художественный стиль, который можно найти в работах у многих художников. Что Вы об этом думаете? Кто был первым сюрреалистом?

Лучо: Босх. Определенно! Пятьсот лет назад. Но он не знал об этом! И никто не знал. Но он был первым. Почему? Потому что он изображал странных существ в сценах, похожих на сны. Это было очень сюрреалистично, особенно для того времени. Он был гением, впереди своей эпохи. Он делал то, что потом появилось только спустя пять веков. Поэтому я, конечно, соглашусь с Вами: сюрреализм зародился намного раньше.

Екатерина: Что Вы думаете о будущем сюрреализма?

Лучо: Я думаю, будущее это светлое. Потому что, знаете… Что делают сюрреалисты? Они пытаются писать подсознательное, а мы до сих пор не знаем, что такое подсознание… Когда мы идем спать, мы не знаем, что происходит, где мы оказываемся.

Наука еще не проникла в эту тему. Мы даже точно не знаем, что это значит с научной точки зрения… Но что если в будущем наука однажды приоткроет эти секреты? Сюрреализм и наука будут неразрывно связаны друг с другом, и сюрреализм будет очень полезен в понимании нас самих. Даже сейчас это уже в определенной мере так.

Екатерина: Значит, это искусство будущего? Потому что сейчас большинство людей не понимают этого направления. Вы думаете, наука когда-нибудь обеспечит его понимание?

Лучо: Я не уверен, что можно сказать, что это искусство будущего. Но будет бóльшая связь между наукой и искусством. Может быть, это будет считаться более нормальным, это будет важнее, чем сейчас.

Дино Валлс, Ipsius F
Дино Валлс, Ipsius F

Екатерина: Кто Ваш любимый художник?

Лучо: Дино Валлс. Это испанский современный сюрреалист… очень долго рассказывать! В двух словах, он закончил медицинский, он хирург. Он никогда не работал доктором, а после выпуска начал писать. Художник-самоучка и, кроме того, гений. Его картины действительно потрясающие! Обычно он изображает образ пациента (или кого-то, кто его напоминает), как правило – подростка. Эти фигуры, которые он изображает, – андрогинные, и бывает трудно определить их возраст. Он играет с противоположностями: женщина-мужчина, старость-молодость, здоровье-болезнь… Я буду рассказывать об этом завтра на конференции о детстве в сюрреализме, буду рассказывать в том числе про Дино Валлса. Скажем так: люди, которых он пишет – его душа. Он не прибегает к помощи реальных моделей, а использует медитативную технику Карла Густава Юнга, которая называется «активное воображение». С ее помощью персонажи появляются из его подсознания, а потом он их пишет.

В общем, это очень интересный и глубокий художник, в его картинах много цитат из литературы, философии и культуры. Стоит ли говорить, что он для меня в сто раз лучше Дали – совершенно другой уровень, более высокий! Валлсу не нужно доказывать свою оригинальность провокациями. И, что немаловажно, он боле образованный, чем Дали.

Через свои картины он запускает настоящий психологический и философский процесс. То, что он делает – не просто искусство. Он в прямом смысле слова исследует подсознание, это делает его уникальным и действительно потрясающим! Кроме того, он доктор. Поэтому у него есть научный фон, который вкупе с художественным талантом делает его особенной фигурой в мире живописи, очень интересным художником.

Дино Валлс, Caerulea
Дино Валлс, Caerulea

Екатерина: А сами Вы когда-нибудь писали картины?

Лучо: Знаете, это странно: я думал об этом сегодня… Когда я был маленьким, я рисовал, как и все школьники, а потом оставил это дело. Я никогда не занимался живописью всерьез. И даже не хочу. Может быть, я так увлечен искусством потому, что это нечто далекое от меня.

Когда я вижу картины, как у Дино Валлса – они очень детализированные – я боюсь! (Смеется). Это кажется таким недостижимом, это и интригует… Думаю, я никогда не смогу быть художником!

Екатерина: А что насчет литературы? Расскажите о поэзии в Вашей жизни.

Лучо: Я начал писать стихи очень давно, когда мне было восемнадцать, девятнадцать, двадцать… Когда пел, мне нужно было писать слова. И мои тексты всегда были немного лирические. Вот так всё и началось. Моя вторая книга называлась «Внутренняя музыка» (“Musica Dentro”) – это сборник песен. которые я написал

Но потом, когда я познакомился впервые с сюрреалистами, это было что-то другое… Что-то более высокое, гораздо более философское, более «алхимическое». Когда я вижу картину, которая мне нравится, я инстинктивно начинаю что-то писать. Это поток подсознания, очень иррациональный процесс, я бы сказал – сюрреалистический! Так я «читаю» картины, понимаю их язык (или это мой язык на самом деле?), расшифровываю загадки, потому что картины полны загадок… Вот так была написана эта книга (пред Лучо – “Spiriti Volano – A Flight of Spirits” («Полет духов»).

Обложка книги – картина австрийского художника Иоланды Рихтер. Она один из моих любимых сюрреалистов. Ее картины очень значимы для меня: когда я увидел их в первый раз, я начал писать. Я обожаю идею диалога между искусствами, например – живопись и поэзия, как в моем случае.

Екатерина: Большое спасибо за интересное интервью! Удачи во всех начинаниях!

Лучо: Спасибо!