Найти в Дзене
ALTEREOS

От Челябы до Владика. ТОП-10 суровых российских мегаполисов в кино

Оглавление

В сентябре 2017 года в прокат вышел российский фильм «Напарник» — фантастический комедийный детектив, действие которого происходит не в Москве или Питере, а в противоположном конце страны — во Владивостоке. Использование неизбитых локаций столицы Приморского края пошло на пользу фильму, придав ему необычный для российского кино околоазиатский колорит, а сам город показан как место одновременно опасное, в какой-то степени веселое и даже волшебное. «Напарник» — очередной пример того, что не только московские и питерские районы, но и локации других российских мегаполисов подходят для изображения захватывающего экшена, а также любовных историй, романтических приключений, криминальных драм. Конечно, если мы имеем дело с российским кино, то в первую очередь мы ожидаем что-то мрачное или чернушное, и крупные провинциальные российские города дают достаточно материала для проблемных, нагружающих мозг и терзающих душу сюжетов. «Напарник» — редкое исключение. В компанию к Владивостоку мы предлагаем еще 9 мегаполисов разной степени суровости и соответственно 9 фильмов, которые там снимались. Москву и Санкт-Петербург не рассматриваем. Условия отбора: в фильме должен быть изображен сам город, должна быть передана его атмосфера, харизма. Сюжет может развиваться в указанном городе полностью или частично.

Владивосток

Напарник (2017, реж. Александр Андрющенко)

Столица Приморья в «Напарнике» заставляет нас вспомнить корейские или гонконгские криминальные экшены, а также нуары/неонуары из Сан-Франциско с его знаменитым Чайна-тауном. Во Владивостоке, как известно, тоже есть свой «китайский квартал» (район Миллионка), в котором происходит несколько эпизодов из фильма. В основном, вы видим открыточный Владивосток, во всей красе показан вантовый Золотой Мост. В детективной линии задействована китайская мафия, которой, конечно же, удобнее распространять свое влияние в восточном российском мегаполисе, нежели в Москве. Матёрому спецагенту майору Хромову (Сергей Гармаш) приходится пережить удивительную метаморфозу, чтобы раскрыть преступный заговор.

-2

Екатеринбург

Страна ОЗ (2015, реж. Василий Сигарев)

Столица Урала в новогодней комедии Василия Сигарева превращается в обитель разного рода странных людей, чудаков, фриков, с которыми сталкивается главная героиня Ленка Шабадинова (Яна Троянова) во время своего абсурдистского роуд-муви по центральным и отдаленным улицам Екатеринбурга. Здесь царит иррациональность и спонтанный авантюризм, кинематографическое пространство приобретает сказочные черты, из-за каждого угла подстерегает какая-нибудь глупая опасность, но наша сказка, хоть и странная, но новогодняя — значит, всё будет хорошо. Ключевое место — знаменитый Ледовый городок, который традиционно перед Новым годом сооружается на центральной площади. Ледовый город создается по мотивам сказок, в фильме он приобретает немного сверхъестественные, сказочные свойства, предопределяя чудесные события в жизни героини.

-3

Нижний Новгород

На игре (2009, реж. Павел Санаев)

Для столицы Поволжья можно было бы взять криминальную комедию «Жмурки», но мы выбрали более приближенный к текущему моменту фантастический экшен «На игре». В фильме «На игре» Нижний Новгород — город самых суровых в мире геймеров, способных разорвать противника не только в виртуальном мире, но и в реале. Павел Санаев попытался сделать супергеройский боевик в условиях российского мегаполиса, в роли которого выступила почему-то не Москва, а Нижний Новгород (возможно, в целях экономии бюджета). Впрочем, Нижний неплохо выполнил функцию места, в котором разворачиваются эпичные экшен-сцены в стиле компьютерной игры-шутера Counter-Strike. Правда, самые эффектные сцены снимались на заброшенных и промышленных объектах, но финальную битву организовали все-таки в «живом» городе — в самом центре, возле Нижне-Волжской набережной, на фоне памятника Чкалову.

-4

Новокузнецк

Сибирский потрошитель (2016, реж. Сергей Жизненный)

В середине 90-х в этом полумиллионном городе в Кемеровской области действовал один из самых жестоких маньяков в современной российской истории — Александр Спесивцев, получивший прозвище Сибирский Потрошитель. В 2016 году независимый кинорежиссер из Бийска Сергей Жизненный снял фильм на основе тех событий. Частично фильм снят в Бийске (торговый центр, квартира Потрошителя), но для съемок уличных сцен команда специально поехала в Новокузнецк и нашла реальные места, где совершались жуткие вещи (район, дом, подъезд, река Аба, в которую сбрасывались останки) — всё это попало в фильм. Кроме того в финальной сцене главная героиня, выжившая после страшных пыток, совершает приятную прогулку по Новокузнецку, который как будто похорошел, избавившись от «демонической силы» в лице Сибирского Потрошителя.

«Мы нашли дом, зашли в подъезд, поднялись на площадку, постояли у опечатанной двери. Энергетика мощная, жуткая, гнетущая, хотя прошло 19 лет… Сняли несколько кадров для фильма по реальному маршруту матери маньяка, которая выносила останки жертв в реку».
Сергей Жизненный, из паблика ЖИСТАЛЛ кино.
-5

Норильск

Комбинат «Надежда» (2014, реж. Наталия Мещанинова)

Северный промышленный центр показан как мрачное, серое место, из которого хочется свалить (в первую очередь, такое желание испытывает молодежь). Думаю, в реальном Норильске ситуация точно такая же. В этом фильме мы не увидим ни одного красивого городского пейзажа, а на фоне уличных молодежных тусовок маячат трубы огромных заводов. Городское небо постоянно окутано то ли заводскими выбросами, то ли тяжелыми свинцовыми облаками, что создает исключительно депрессивную атмосферу. Одна из сцен в фильме — когда мы вместе с героиней смотрим из окна автобуса, и перед нами проплывает сплошная серость.

-6

Пермь

Географ глобус пропил (2013, реж. Александр Велединский)

Пермь, какую мы ее видим в этом фильме, — город в меру суровый, а в основном — уютный и симпатичный. Пермь — город пропащих людей, постаревших романтиков — «героев нашего времени», таких как школьный учитель Виктор Служкин (Константин Хабенский). Вблизи город выглядит неприглядно: обшарпанные панельные дома, невзрачные типовые хрущевки, покосившиеся бараки, самая обычная школа с дешевым ремонтом. Но с высоты птичьего полета Пермь очень красива. Вообще, это красивый край, что подтверждают походные сцены. Пермь — это город, в котором в душах людей повседневная рутина борется с духом авантюризма. Обратите внимание на то, как в начале фильма обыгрывается один из символов города — арт-объект «Счастье не за горами» на берегу Камы. Снимая на его фоне Хабенского, оператор визуально превращает надпись в «Счастье… за горами». Вот такими противоречиями и наполнена киношная Пермь.

-7

Рязань

Майор (2013, реж. Юрий Быков)

Юрий Быков, уроженец Новомичуринска, снял в столице своей родной Рязанской области один самых жестоких и душераздирающих криминальных триллеров современного российского кино. В кинематографической Рязани (да и реальная Рязань наверняка недалеко ушла) лютует зверская полицейская коррупционная система, готовая сожрать любого, кто представляет для нее опасность. Это суровый и опасный город, в котором лучше держаться подальше от представителей правоохранительных органов, правда, иногда они сами нагло и дерзко вмешиваются в жизнь простых, ни в чем не повинных людей.

-8

Уфа

13 раунд (2011, реж. Булат Юсупов)

В Уфе есть своя киностудия — ГУП РБ «Киностудия Башкортостан». «13 раунд» — один из фильмов уфимской студии, в котором городское пространство играет важнейшую роль. Мы видим своеобразное городское роуд-муви с участием 12-летнего мальчика, которому приходится быстро взрослеть в связи с семейными проблемами. Я так понимаю, видеоматериал прошел цветокоррекцию с усилением серых и серо-синих оттенков, чтобы уфимские улицы в фильме выглядели максимально враждебно по отношению к главному герою. Более приятная, естественная «картинка» появляется в воспоминаниях матери мальчика и в хэппи-энде. Такой режиссерский прием мне кажется достаточно смелым, учитывая что башкирские власти многое делают для увеличения туристической привлекательности Уфы, однако в фильме Юсупова город получился каким-то диким, депрессивным, антитуристическим.

-9

Челябинск

Десятка (2013, реж. Владимир Козлов)

Никому не известный шедевр независимого российского кино, который вы скорее всего выключите на 3-ей минуте, полностью снят в Челябинске, давно имеющем репутацию самого сурового города России. Режиссер и писатель Владимир Козлов (снял фильм по своей же книге) своим творчеством лишний раз подтверждает этот статус. В «Десятке» мы видим типичные спальные районы российских мегаполисов, типичных гопников, которые, кажется, с особым удовольствием, со смаком произносят в камеру матерные слова. Челябинск здесь не только угнетает своим абсолютно депрессивно-серым видом, но и уничтожает личность человека, превращая его в некий автомат, бесчувственную машину, действующую под влиянием первобытных инстинктов. Примечательно, что единственный человечный персонаж — бродяга-философ — появляется ближе к финалу, когда главный герой выезжает на электричке за пределы города.

-10

Якутск

Мой убийца (2016, реж. Костас Марсан)

В столице Республики Саха снимается много фильмов, но именно «Мой убийца» отлично подходит для нашего обзора, так как в этом фильме Якутск — не только место действия, но и мощный символ города-оазиса посреди огромной безжизненной якутской степи. Детективный триллер Костаса Марсана четко делится на две части: расследование из города в какой-то момент переносится в якутскую глубинку, и действие приобретает сверхъестественные, шаманские черты. Бескрайнее пространство якутской природы скрывает в себе множество опасностей, от которых можно спрятаться в относительно безопасном «оазисе» под названием Якутск. Сопровождая главного героя по городским маршрутам, режиссер показывает нам двуликий Якутск: с одной стороны, это типичный постсоветский город с типовым жильем, с другой стороны, с некоторых ракурсов это современный азиатский мегаполис средних размеров типа китайского Макао или, например, японского Хоккайдо.

-11