В сентябре 2017 года в прокат вышел российский фильм «Напарник» — фантастический комедийный детектив, действие которого происходит не в Москве или Питере, а в противоположном конце страны — во Владивостоке. Использование неизбитых локаций столицы Приморского края пошло на пользу фильму, придав ему необычный для российского кино околоазиатский колорит, а сам город показан как место одновременно опасное, в какой-то степени веселое и даже волшебное. «Напарник» — очередной пример того, что не только московские и питерские районы, но и локации других российских мегаполисов подходят для изображения захватывающего экшена, а также любовных историй, романтических приключений, криминальных драм. Конечно, если мы имеем дело с российским кино, то в первую очередь мы ожидаем что-то мрачное или чернушное, и крупные провинциальные российские города дают достаточно материала для проблемных, нагружающих мозг и терзающих душу сюжетов. «Напарник» — редкое исключение. В компанию к Владивостоку мы предлагаем еще 9 мегаполисов разной степени суровости и соответственно 9 фильмов, которые там снимались. Москву и Санкт-Петербург не рассматриваем. Условия отбора: в фильме должен быть изображен сам город, должна быть передана его атмосфера, харизма. Сюжет может развиваться в указанном городе полностью или частично.
Владивосток
Напарник (2017, реж. Александр Андрющенко)
Столица Приморья в «Напарнике» заставляет нас вспомнить корейские или гонконгские криминальные экшены, а также нуары/неонуары из Сан-Франциско с его знаменитым Чайна-тауном. Во Владивостоке, как известно, тоже есть свой «китайский квартал» (район Миллионка), в котором происходит несколько эпизодов из фильма. В основном, вы видим открыточный Владивосток, во всей красе показан вантовый Золотой Мост. В детективной линии задействована китайская мафия, которой, конечно же, удобнее распространять свое влияние в восточном российском мегаполисе, нежели в Москве. Матёрому спецагенту майору Хромову (Сергей Гармаш) приходится пережить удивительную метаморфозу, чтобы раскрыть преступный заговор.
Екатеринбург
Страна ОЗ (2015, реж. Василий Сигарев)
Столица Урала в новогодней комедии Василия Сигарева превращается в обитель разного рода странных людей, чудаков, фриков, с которыми сталкивается главная героиня Ленка Шабадинова (Яна Троянова) во время своего абсурдистского роуд-муви по центральным и отдаленным улицам Екатеринбурга. Здесь царит иррациональность и спонтанный авантюризм, кинематографическое пространство приобретает сказочные черты, из-за каждого угла подстерегает какая-нибудь глупая опасность, но наша сказка, хоть и странная, но новогодняя — значит, всё будет хорошо. Ключевое место — знаменитый Ледовый городок, который традиционно перед Новым годом сооружается на центральной площади. Ледовый город создается по мотивам сказок, в фильме он приобретает немного сверхъестественные, сказочные свойства, предопределяя чудесные события в жизни героини.
Нижний Новгород
На игре (2009, реж. Павел Санаев)
Для столицы Поволжья можно было бы взять криминальную комедию «Жмурки», но мы выбрали более приближенный к текущему моменту фантастический экшен «На игре». В фильме «На игре» Нижний Новгород — город самых суровых в мире геймеров, способных разорвать противника не только в виртуальном мире, но и в реале. Павел Санаев попытался сделать супергеройский боевик в условиях российского мегаполиса, в роли которого выступила почему-то не Москва, а Нижний Новгород (возможно, в целях экономии бюджета). Впрочем, Нижний неплохо выполнил функцию места, в котором разворачиваются эпичные экшен-сцены в стиле компьютерной игры-шутера Counter-Strike. Правда, самые эффектные сцены снимались на заброшенных и промышленных объектах, но финальную битву организовали все-таки в «живом» городе — в самом центре, возле Нижне-Волжской набережной, на фоне памятника Чкалову.
Новокузнецк
Сибирский потрошитель (2016, реж. Сергей Жизненный)
В середине 90-х в этом полумиллионном городе в Кемеровской области действовал один из самых жестоких маньяков в современной российской истории — Александр Спесивцев, получивший прозвище Сибирский Потрошитель. В 2016 году независимый кинорежиссер из Бийска Сергей Жизненный снял фильм на основе тех событий. Частично фильм снят в Бийске (торговый центр, квартира Потрошителя), но для съемок уличных сцен команда специально поехала в Новокузнецк и нашла реальные места, где совершались жуткие вещи (район, дом, подъезд, река Аба, в которую сбрасывались останки) — всё это попало в фильм. Кроме того в финальной сцене главная героиня, выжившая после страшных пыток, совершает приятную прогулку по Новокузнецку, который как будто похорошел, избавившись от «демонической силы» в лице Сибирского Потрошителя.
«Мы нашли дом, зашли в подъезд, поднялись на площадку, постояли у опечатанной двери. Энергетика мощная, жуткая, гнетущая, хотя прошло 19 лет… Сняли несколько кадров для фильма по реальному маршруту матери маньяка, которая выносила останки жертв в реку».
Сергей Жизненный, из паблика ЖИСТАЛЛ кино.
Норильск
Комбинат «Надежда» (2014, реж. Наталия Мещанинова)
Северный промышленный центр показан как мрачное, серое место, из которого хочется свалить (в первую очередь, такое желание испытывает молодежь). Думаю, в реальном Норильске ситуация точно такая же. В этом фильме мы не увидим ни одного красивого городского пейзажа, а на фоне уличных молодежных тусовок маячат трубы огромных заводов. Городское небо постоянно окутано то ли заводскими выбросами, то ли тяжелыми свинцовыми облаками, что создает исключительно депрессивную атмосферу. Одна из сцен в фильме — когда мы вместе с героиней смотрим из окна автобуса, и перед нами проплывает сплошная серость.
Пермь
Географ глобус пропил (2013, реж. Александр Велединский)
Пермь, какую мы ее видим в этом фильме, — город в меру суровый, а в основном — уютный и симпатичный. Пермь — город пропащих людей, постаревших романтиков — «героев нашего времени», таких как школьный учитель Виктор Служкин (Константин Хабенский). Вблизи город выглядит неприглядно: обшарпанные панельные дома, невзрачные типовые хрущевки, покосившиеся бараки, самая обычная школа с дешевым ремонтом. Но с высоты птичьего полета Пермь очень красива. Вообще, это красивый край, что подтверждают походные сцены. Пермь — это город, в котором в душах людей повседневная рутина борется с духом авантюризма. Обратите внимание на то, как в начале фильма обыгрывается один из символов города — арт-объект «Счастье не за горами» на берегу Камы. Снимая на его фоне Хабенского, оператор визуально превращает надпись в «Счастье… за горами». Вот такими противоречиями и наполнена киношная Пермь.
Рязань
Майор (2013, реж. Юрий Быков)
Юрий Быков, уроженец Новомичуринска, снял в столице своей родной Рязанской области один самых жестоких и душераздирающих криминальных триллеров современного российского кино. В кинематографической Рязани (да и реальная Рязань наверняка недалеко ушла) лютует зверская полицейская коррупционная система, готовая сожрать любого, кто представляет для нее опасность. Это суровый и опасный город, в котором лучше держаться подальше от представителей правоохранительных органов, правда, иногда они сами нагло и дерзко вмешиваются в жизнь простых, ни в чем не повинных людей.
Уфа
13 раунд (2011, реж. Булат Юсупов)
В Уфе есть своя киностудия — ГУП РБ «Киностудия Башкортостан». «13 раунд» — один из фильмов уфимской студии, в котором городское пространство играет важнейшую роль. Мы видим своеобразное городское роуд-муви с участием 12-летнего мальчика, которому приходится быстро взрослеть в связи с семейными проблемами. Я так понимаю, видеоматериал прошел цветокоррекцию с усилением серых и серо-синих оттенков, чтобы уфимские улицы в фильме выглядели максимально враждебно по отношению к главному герою. Более приятная, естественная «картинка» появляется в воспоминаниях матери мальчика и в хэппи-энде. Такой режиссерский прием мне кажется достаточно смелым, учитывая что башкирские власти многое делают для увеличения туристической привлекательности Уфы, однако в фильме Юсупова город получился каким-то диким, депрессивным, антитуристическим.
Челябинск
Десятка (2013, реж. Владимир Козлов)
Никому не известный шедевр независимого российского кино, который вы скорее всего выключите на 3-ей минуте, полностью снят в Челябинске, давно имеющем репутацию самого сурового города России. Режиссер и писатель Владимир Козлов (снял фильм по своей же книге) своим творчеством лишний раз подтверждает этот статус. В «Десятке» мы видим типичные спальные районы российских мегаполисов, типичных гопников, которые, кажется, с особым удовольствием, со смаком произносят в камеру матерные слова. Челябинск здесь не только угнетает своим абсолютно депрессивно-серым видом, но и уничтожает личность человека, превращая его в некий автомат, бесчувственную машину, действующую под влиянием первобытных инстинктов. Примечательно, что единственный человечный персонаж — бродяга-философ — появляется ближе к финалу, когда главный герой выезжает на электричке за пределы города.
Якутск
Мой убийца (2016, реж. Костас Марсан)
В столице Республики Саха снимается много фильмов, но именно «Мой убийца» отлично подходит для нашего обзора, так как в этом фильме Якутск — не только место действия, но и мощный символ города-оазиса посреди огромной безжизненной якутской степи. Детективный триллер Костаса Марсана четко делится на две части: расследование из города в какой-то момент переносится в якутскую глубинку, и действие приобретает сверхъестественные, шаманские черты. Бескрайнее пространство якутской природы скрывает в себе множество опасностей, от которых можно спрятаться в относительно безопасном «оазисе» под названием Якутск. Сопровождая главного героя по городским маршрутам, режиссер показывает нам двуликий Якутск: с одной стороны, это типичный постсоветский город с типовым жильем, с другой стороны, с некоторых ракурсов это современный азиатский мегаполис средних размеров типа китайского Макао или, например, японского Хоккайдо.