Должностная инструкция
учителя (начальное общее образование)
1. Общие положения
1.1. Основным видом профессиональной деятельности учителя (начальное общее образование) (далее – учитель) является начальное общее образование.
1.2. Учитель назначается и освобождается от должности директором образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на других учителей или иных педагогических работников, имеющих опыт соответствующей работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора образовательной организации, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора образовательной организации (учебная работа в начальной школе).
1.4. К работе в должности учителя допускаются лица:
понимающие методологические основы начального общего образования;
способные решать задачи развития начального общего образования с использованием разнообразных технологий и методов, в том числе инновационных, создавать новые знания прикладного характера;
имеющие высшее образование уровня бакалавриата или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование уровня бакалавриата или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогика».
1.5. К работе в должности учителя не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.6. К работе в должности учителя могут быть допущены лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
1.7. Учитель должен:
1.7.1. знать:
историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
дидактические основы используемых образовательных технологий;
существо заложенных в содержании используемых в начальном общем образовании учебных задач обобщенных способов деятельности, а также системы знаний о природе, обществе и человеке;
особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования;
международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования;
трудовое законодательство РФ, законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка;
законодательство о персональных данных и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления своей профессиональной деятельности;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерности поведения в социальных сетях;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;
социально-психологические особенности и закономерности развития детских сообществ;
законы и закономерности возрастного развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы и закономерности периодизации и кризисов развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также приемы их психодиагностики;
теорию и способы учета возрастных особенностей учащихся;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
педагогические закономерности организации образовательного процесса;
рабочие программы и методики обучения в начальной школе;
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
основы методики воспитательной работы,основные принципы деятельностного подхода, современные педагогические технологии;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
правила внутреннего трудового распорядка;
режим работы образовательной организации;
правила по охране труда и пожарной безопасности;
правила эксплуатации учебного оборудования и технических средств обучения;
меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;
1.7.2. Соблюдать:
Конвенцию ООН о правах ребенка;
требования Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников;
1.7.3. Владеть:
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки урочной деятельности;
навыками общения с обучающимися, умением признавать их достоинства;
стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
навыками реагирования на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавания за ними серьезных личных проблем;
специальной терминологией, обеспечивающей профессиональную коммуникацию с педагогами и психологами (педагогами-психологами, дефектологами, логопедами и т.д.);
методами убеждения, аргументации своей позиции;
технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
инструментарием и методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья;
ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической);
1.7.4. В своей деятельности руководствоваться:
Конституцией РФ;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
Семейным кодексом РФ;
указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, правительства субъекта РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образовательной деятельности;
федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования; административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
законодательством о персональных данных и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
уставом, иными локальными нормативными актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
2. Трудовые функции
Трудовыми функциями, выполняемыми учителем, являются:
2.1. Деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса начального общего образования;
2.2. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
результативность и эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
морально-психологический климат в классе;
результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся;
результаты усвоения обучающимися образовательной программы начального общего образования;
3.2. Прогнозирует:
тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и образовательных программ;
последствия запланированных изменений в образовательной программе, учебном плане;
последствия внедрения новшеств;
3.3. Планирует и организует:
учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы;
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
воспитательный процесс на уроках и в ходе внеурочной деятельности;
систематический контроль качества знаний обучающихся и выполнения домашних заданий;
проведение олимпиад, конференций, турниров и иных мероприятий в классе;
работу с обучающимися по подготовке к промежуточной аттестации;
просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам педагогики и возрастной психологии;
овладение обучающимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по программе начального общего образования;
с участием заместителя директора (административно-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета (иного закрепленного за ним помещения);
3.4. Планирует и проводит учебные занятия;
3.5. Организует:
урочную деятельность обучающихся;
различные виды внеурочной деятельности (игровую, учебно-исследовательскую, художественно- продуктивную, культурно-досуговую и др.) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства обучающихся и историко-культурного своеобразия региона;
воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающихся, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
3.6. Координирует:
работу обучающихся по освоению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
взаимодействие обучающихся между собой во время уроков, внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий;
3.7. Контролирует:
качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий;
соблюдение обучающимися во время занятий правил внутреннего распорядка и техники безопасности;
безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной информационной продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), используемой учащимися в образовательном процессе, требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей соответствующей возрастной группы;
3.8. Корректирует:
учебную деятельность, исходя из данных мониторинга образовательных результатов, с учетом неравномерности индивидуального развития детей младшего школьного возраста, в том числе в силу различий в возрасте и условиях дошкольного обучения и воспитания, а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек;
во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками индивидуальные образовательные траектории обучающихся в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
ход выполнения учебных планов;
знания, умения и навыки обучающихся, которыми им необходимо овладеть в соответствии с образовательными программами начального общего образования;
3.9. Разрабатывает:
совместно с другими педагогическими работниками психолого-педагогические характеристики (портреты) личности обучающихся;
программы индивидуального развития школьников совместно с другими специалистами;
инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже одного раза в пять лет;
3.10. Разрабатывает и реализует:
программы учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы начального общего образования;
индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
3.11. Реализует:
современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
воспитательные возможности различных видов деятельности школьника (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
программы развития универсальных учебных действий;
совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития обучающихся;
3.12. Формирует:
социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;
к моменту освоения программы начального общего образования метапредметные компетенции, умение учиться и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;
навыки, связанные с овладением информационно- коммуникационными технологиями;
толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;
систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;
детско-взрослые сообщества;
3.13. Консультирует обучающихся по всем предметам программы начального общего образования;
3.14. Оценивает:
успехи и возможности обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
образовательные результаты: формируемые, предметные и метапредметные компетенции;
3.15. Осваивает и применяет:
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различным контингентом обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с различными видами зависимости;
специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу;
3.16. Осуществляет:
проектирование образовательного процесса для первоклассников на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации их развития в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;
проведение в 4-м классе во взаимодействии с педагогом-психологом мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации обучающихся к образовательному процессу в основной школе;
постановку различных видов учебных задач (учебно- познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организацию их решения (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
во взаимодействии с родителями (законными представителями) и другими педагогическими работниками проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
сотрудничество с другими педагогическими работниками в решении воспитательных задач;
выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
оценку параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработку программ профилактики различных формнасилия в школе;
взаимодействие с другими педагогическими работниками в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
психолого-педагогическое сопровождение программы начального общего образования (совместно с другими педагогическими работниками);
мониторинг личностных характеристик обучающихся (совместно с педагогом-психологом);
3.17. Обеспечивает:
контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения обучающимися программы начального общего образования;
объективную оценку знаний, умений и навыков обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с их реальными учебными возможностями;
формирование мотивации к обучению;
разработку (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной средах;
использование и апробацию специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся;
определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с правилами внутреннего распорядка;
проектирование и реализацию воспитательных программ;
проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу школьника (культуру переживаний и ценностные ориентации и пр.);
создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания детей;
создание в классе детско-взрослых групп из обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
управление классом с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивацию их учебно-познавательной деятельности;
защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь тем из них, кто оказался в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
понимание и переживание обучающимися ценностного аспекта учебного знания и информации;
оказание адресной помощи обучающимся;
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни;
поддержку в детском коллективе деловой, дружеской атмосферы;
соблюдение прав и свобод обучающихся;
уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий;
охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного помещения;
сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какие-либо мероприятия с обучающимися;
своевременное информирование заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;
3.18.Предоставляет возможность администрации и (или) уполномоченным ею лицам присутствовать на своих занятиях и любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, при условии предварительного уведомления не позднее чем накануне;
3.19. Принимает участие в:
разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
разработке основной общеобразовательной программы начального общего образования;
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности обучающихся, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
работе педагогического совета, методического объединения и т.п. мероприятиях (не менее трех часов в месяц);
3.20. Проходит:
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;
повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (при отсутствии квалификационной категории) один раз в пять лет.
Учитель имеет право:
4.1. Выбирать:
программы и их учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы, и обоснованно их использовать при работе с обучающимися;
систему промежуточной аттестации обучающихся, утвержденную в образовательной организации;
4.2. Давать обучающимся во время занятий обязательные для выполнения распоряжения;
4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка;
4.4. Принимать участие в:
разработке основной образовательной программы начального общего образования;
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности жизни детей, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период его пребывания в школе;
управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом;
4.5. Вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
по совершенствованию своей работы и деятельности образовательной организации;
4.6. Запрашивать у руководства образовательной организации, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.7. Приглашать от имени образовательной организации родителей (законных представителей) обучающихся для информирования их об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях ими Правил внутреннего распорядка;
4.8. Требовать:
от обучающихся соблюдения Правил внутреннего распорядка;
от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации;
повышать свою квалификацию.
Ответственность
5.1. Учитель несет ответственность за результаты реализации программы начального общего образования.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, законных распоряжений ее директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5. За виновное причинение образовательной организации или участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель:
6.1. Работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором образовательной организации;
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль в соответствии с учебным планом и утвержденной образовательной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем учителя не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение пяти дней по окончании каждого учебного модуля (четверти, полугодия);
6.4. Получает от директора образовательной организации и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с другими педагогами;
6.6. Исполняет обязанности других учителей и воспитателей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом образовательной организации на основании приказа ее директора;
6.7. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.
Должностная инструкция
учителя (основное общее образование и среднее общее образование)
1. Общие положения
1.1. Основным видом профессиональной деятельности учителя (основное общее образование и среднее общее образование) (далее — учитель) является основное общее образование и среднее общее образование.
1.2. Учитель назначается и освобождается от должности директором образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на других учителей или иных педагогических работников, имеющих опыт соответствующей работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора образовательной организации, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора образовательной организации (учебная работа основной и средней школы).
1.4. Учителю непосредственно подчиняются лаборант или техник, работающие в помещении, закрепленном за учителем.
1.5. К работе в должности учителя допускаются лица:
• понимающие методологические основы основного общего образования и среднего общего образования;
• способные решать задачи развития основного общего образования и среднего общего образования с использованием разнообразных технологий и методов, в том числе инновационных, создавать новые знания прикладного характера;
• имеющие высшее образование уровня бакалавриата или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование уровня бакалавриата или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогика».
1.6. К работе в должности учителя не допускаются лица:
• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
• имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
К работе в должности учителя могут быть допущены лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности. 1.8. Учитель должен: 1.8.1. знать:
• историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
• теорию и методы управления образовательными системами, методики учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования;
• международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
•трудовое законодательство РФ, законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка;
• законодательство о персональных данных и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;
• основы экологии, экономики, социологии, психодидактики, поликультурного образования, закономерности поведения в социальных сетях;
• основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
• социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
• законы и закономерности возрастного развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы и закономерности периодизации и кризисов развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также приемы их психодиагностики;
• теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
• основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
• педагогические закономерности организации образовательного процесса;
• основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно- методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена, методика преподавания предмета);
• преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, историю и место преподаваемого предмета в мировой культуре и науке;
• образовательные программы и учебники по преподаваемому предмету;
• рабочую программу и методику обучения по преподаваемому предмету;
• пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
• научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
• методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
• современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
• методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
• основы методики воспитательной работы;
• основные принципы деятельностного подхода, составляющие современных педагогических технологий;
• нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
• методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• режим работы образовательной организации;
• правила по охране труда и пожарной безопасности;
• правила эксплуатации учебного оборудования и технических средств обучения;
• меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
1.8.2. соблюдать:
• Конвенцию о правах ребенка;
• требования Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников;
1.8.3. владеть:
• формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.);
• разнообразными формами, приемами, методами и средствами обучения, в том числе позволяющими осуществлять обучение по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
• приемами и навыками преподавания, организации и ведения дискуссий, проведения интерактивных форм занятий;
• технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
• навыками общения с обучающимися, умением признавать их достоинства;
• навыками установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) и иными работниками;
• методами убеждения, аргументации своей позиции;
• стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
специальной терминологией, позволяющей понимать специалистов, осуществляющих поддержку образовательного процесса (педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
• инструментарием, методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
• навыками применения современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
• профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья;
• ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической);
• навыками использования современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
1.8.4. в своей деятельности руководствоваться:
• Конституцией РФ;
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• Семейным кодексом РФ;
• указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, правительства субъекта РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания и развития обучающихся;
• федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и среднего общего образования;
• административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
• законодательством о персональных данных и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
• уставом, иными локальными нормативными актами образовательной организации, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями ее директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
2. Трудовые функции
Трудовыми функциями, выполняемыми учителем, являются:
2.1. деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего и среднего общего образования;
2.2. педагогическая деятельность по реализации программ основного общего образования и среднего общего образования.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
• результативность и эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
• морально-психологический климат в классе;
• результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся;
• результаты усвоения обучающимися преподаваемого предмета;
3.2. прогнозирует:
• тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и образовательных программ;
• последствия запланированных изменений в образовательной программе, учебном плане;
• последствия внедрения новшеств;
3.3. планирует и организует:
• учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы;
• самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
• воспитательный процесс на уроках и мероприятиях, проводимых с обучающимися;
• систематический контроль качества знаний обучающихся и выполнение домашних заданий;
• проведение олимпиад, конференций, турниров, интеллектуальных игр;
• работу с обучающимися по подготовке к промежуточной и итоговой аттестации;
• просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам педагогики и возрастной психологии, обучения по преподаваемому предмету;
• овладение обучающимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
• оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;
• с участием заместителя директора (административно-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного помещения;
3.4. планирует и проводит:
• образовательный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;
• учебные занятия, опираясь на современные научные достижения и методики обучения, закономерности возрастной физиологии и школьной гигиены, а также информационные технологии;
3.5. организует:
• самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
• различные виды внеурочной деятельности (игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства обучающихся и историко-культурного своеобразия региона;
• воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
3.6. координирует:
• работу обучающихся по освоению федеральных государственных образовательных стандартов и программ по преподаваемому предмету;
• взаимодействие обучающихся между собой во время уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий;
3.7. контролирует:
• качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий;
• соблюдение обучающимися во время занятий Правил внутреннего распорядка обучающихся и техники безопасности;
• безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной информационной продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), используемой обучающимися в образовательном процессе, требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей соответствующей возрастной группы;
3.8. корректирует:
• поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
• ход выполнения учебного плана и образовательных программ;
• знания обучающихся по преподаваемому предмету;
3.9. разрабатывает:
• рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
• совместно с другими педагогическими работниками психолого-педагогические характеристики (портреты) личностей обучающихся;
• программы индивидуального развития школьников (совместно с другими специалистами образовательной организации);
• инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже одного раза в пять лет;
• инструкции для обучающихся по проведению лабораторных и практических работ, иных форм занятий;
3.10. разрабатывает и реализует:
• программы учебных дисциплин в рамках основных общеобразовательных программ основного и среднего образования;
• индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
3.11. реализует:
• современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
• воспитательные возможности различных видов деятельности обучающегося (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
• программы развития универсальных учебных действий;
• совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития детей;
3.12. формирует:
• общекультурные компетенции и понимание места преподаваемого предмета в общей картине мира;
• универсальные учебные действия;
• навыки, связанные с овладением информационно- коммуникационными технологиями; •толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
• ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;
• систему регуляции деятельности обучающихся;
• детско-взрослые сообщества;
3.13. консультирует обучающихся по преподаваемому предмету;
3.14. оценивает образовательные результаты;
3.15. осваивает и применяет:
• психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различным контингентом обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, обучающиеся с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся с девиациями поведения, дети с различными видами зависимости;
• специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу;
3.16. осуществляет:
• профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования;
• сотрудничество с другими педагогическими работниками в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
• оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы обучения и развития обучающихся на основе анализа их учебной деятельности;
• определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательных отношений (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны ближайшего развития школьника, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося;
• планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и (или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификацию планирования;
• контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
• связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности;
• выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
• оценку параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработку программ профилактики различных форм насилия;
• взаимодействие с другими педагогическими работниками в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
• психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ (совместно с другими педагогическими работниками);
• мониторинг личностных характеристик обучающихся (совместно с педагогом-психологом);
3.17. обеспечивает:
• выполнение рабочей программы по предмету (курсу), разработанной на основе примерных основных общеобразовательных программ;
• контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования;
• объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с их реальными учебными возможностями;
• формирование мотивации обучающихся к образовательной деятельности;
• разработку (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной средах;
• использование и апробацию специальных подходов к обучению в целях полноценного включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся независимо от их способностей и характера;
• определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с Правилами внутреннего распорядка;
• проектирование и реализацию воспитательных программ;
• проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
• помощь и поддержку в организации деятельности ученических коллегиальных органов;
• создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
• использование воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания детей;
• создание в классе (группе) детско-взрослых групп (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников);
• управление классом (группой) с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно-познавательной деятельности;
• защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
• понимание и переживание обучающимися ценностного аспекта учебного знания и информации;
• оказание адресной помощи обучающимся;
• развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни;
• поддержку в детском коллективе деловой, дружеской атмосферы;
• соблюдение прав и свобод обучающихся;
• уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
• поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий;
• охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
• своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в специальном журнале;
• выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
• своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
• сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какие-либо мероприятия со школьниками;
• своевременное информирование заместителя директора образовательной организации, ответственного за организацию образовательного процесса, или дежурного администратора о невозможности выхода на работу по причине болезни;
3.18. предоставляет возможность администрации (или) уполномоченным ею лицам присутствовать на своих занятиях и любых мероприятиях, проводимых обучающимися, при условии предварительного уведомления не позднее чем за день до проведения занятия или мероприятия;
3.19. принимает участие в:
• разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
• разработке основных общеобразовательных программ;
• создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности обучающихся, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период его пребывания в образовательной организации;
• работе педагогического совета образовательной организации, методического объединения, других коллегиальных органов управления образовательной организацией и профессиональных педагогических сообществ (не менее трех часов в месяц);
3.20. проходит:
• обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
• обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;
• повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
• обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (при отсутствии у него квалификационной категории) один раз в пять лет.
Учитель имеет право:
4.1. выбирать:
• образовательные программы и их учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы из числа утвержденных, и обоснованно использовать при работе с обучающимися;
• систему промежуточной аттестации обучающихся с дальнейшим ее утверждением в установленном порядке;
4.2. давать обязательные распоряжения обучающимся во время занятий;
4.3. привлекать в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие образовательный процесс;
4.4. принимать участие в:
• разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
• разработке основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования;
• управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом;
4.5. вносить предложения:
• о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
• по совершенствованию образовательной, инновационной и методической работы;
4.6. запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.7. приглашать от имени образовательной организации родителей (законных представителей) обучающихся для информирования об учебных успехах и о проблемах их детей, нарушениях ими Правил внутреннего распорядка учащихся;
4.8. требовать:
• от обучающихся соблюдения Правил внутреннего распорядка учащихся;
• от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации образовательной организации;
4.9. повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. Учитель несет ответственность за результаты реализации программ основного общего образования и среднего общего образования.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, а также законных распоряжений директора образовательной организации, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5. За виновное причинение образовательной организации или участникам образовательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель:
6.1. работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором образовательной организации;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль в соответствии с учебным планом образовательной организации и утвержденной образовательной программой. План работы утверждается его непосредственным руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение пяти дней по окончании каждого учебного модуля (полугодия);
6.4. получает от директора образовательной организации и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с другими педагогическими работниками;
6.6. исполняет обязанности других учителей, тьюторов и заместителей директора образовательной организации в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом образовательной организации на основании приказа ее директора;
6.7. передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.