Найти тему
МУЗТОЧКА

2 случая, когда производители электрогитар отказались от дерева

На протяжении всей истории гитарного производства лишь несколько компаний осмелились оспорить многовековое представление о том, что этот инструмент нужно полностью изготавливать из дерева.

Сегодня расскажем вам о двух гитарных экспериментах со стекловолокном и карбоном, которые имели место в 60-х, 70-х и 80-х годах. Смелые производители не только опробовали альтернативные материалы, но и вышли далеко за рамки привычного дизайна.

Стекловолоконные гитары Valco

В 1962 году Джон Кеннеди был президентом США, Америка и Россия соревновались в космической гонке, научно-фантастический мультфильм “Джетсоны” получил небывалую популярность, а стекловолокно стало мейнстримом. Из последнего делали практически все - лодки, спортивные автомобили, удочки, доски для серфинга и даже мебель.

В том же году чикагская компания Valco, производящая электрогитары и усилители, решила добавить в растущий список современных применений стекловолокна свою продукцию.

Выпущенные под разными названиями - National, Supro, Atlas, Tonemaster и Airline - модели линейки “космической эры” Valco Res-O-Glas имели насыщенное, красочное звучание.

Поскольку стекловолокну можно придать практически любую форму, дизайнеры Valco сформировали для модели Airline агрессивный межгалактический вид с угловыми скошенными двойными вырезами, из-за чего казалось, что она двигается даже в неподвижном состоянии. Самая причудливая форма корпуса досталась гитаре “MAP" из серии National. Своими контурами, вырезами и завихрениями она сильно напоминала карту США. Наверное, поэтому и получила название National.

Добавьте к этому гитарные ремни из плексигласа, необычной формы гитарную голову и яркие, блестящие цвета. В моделях Valco Res-O-Glas не было ничего, что делало бы их похожими на обычные электрогитары.

С точки зрения конструкции, гитарный корпус был сделан из двух половинок стекловолокна, соединяющихся резиновой прокладкой. Части корпуса были склеены и прикреплены винтами.

Несмотря на свой необычный вид, гитары Valco отлично звучали. Синглы Vista-Power были достаточно мощными, а запатентованный бриджевый звукосниматель Silver-Sound - достаточно инновационным для 1962 года.

Но почему именно стекловолокно? Помимо следования тогдашним тенденциям, Valco видела в применении этого материала способ удешевить и оптимизировать производство (поскольку краску можно смешивать со стекловолокном, не было необходимости в окраске и герметизации инструментов).

Но, в конце концов, стекловолокно оказалось более трудоемким и хаотичным материалом, чем ожидалось.

И хотя блюзовый гитарист Дж. Хатто использовал свою красную модель Airline на сцене, в студии и, даже, на обложках альбомов, другие крупные артисты не воспринимали гитары “с пластиковы видом” всерьез.

Добавим к этому, что стоимость топовых моделей Valco была такая же, как у Stratocaster и SG Custom, сама компания обанкротилась в 1968 году, а эксперимент со стекловолоконной гитарой полностью забылся в течение нескольких десятилетий.

Благодаря, главным образом, Джеку Уайту и Дэну Ауэрбаху, винтажные гитары Res-O-Glas в 2000-х годах были наконец-то оценены известными музыкантами.  А неожиданный всплеск популярности привел к переизданию нескольких моделей.

Карбоновые гитары Неда Стейнбергера

Карбоновые гитары Стейнбергера произвели настоящий фурор в свое время. Это были нетрадиционные гитары от нетрадиционного гитариста.

В 1970-х годах Нэд Стейнбергер был дизайнером мебели, одержимым эргономикой, комфортом и формой, которая, по его мнению, должна быть неразрывно связана с функциональностью.

Не будучи музыкантом, Стейнбергер увидел новые перспективы для шестиструнных электрогитар и басов. Не имея, в отличие от музыкантов, каких-либо личных предубеждений, он оказался в идеальном положении для исследования дизайна электрогитары.

Стейнбергер видел в головке грифа главную причину несбалансированности инструмента, поэтому принял кардинальное решение полностью исключить ее, переместив механизм настройки в нижнюю часть гитары. Так задача баланса была решена.

Также он поставил под сомнение тот факт, что величина корпуса гитары критически важна для ее звучания, и задался вопросом, почему гитары делают с такого несовершенного и темпераментного материала, как дерево.

Экспериментатор разработал запатентованную смесь графита и углеродного волокна для корпуса и грифа своего нового творения. В отличие от дерева, на эту искусственную смесь не влияют температура, влажность и другие переменные. Гитара Стейнбергера была практически неразрушимой, удобной для игры и более точной в звучании.

Производители смеялись над Нэдом Стейнбергером и его идеей пластиковой гитары без головки грифа, но музыканты - нет. Как и Лео Фендер, Стейнбергер тесно сотрудничал с ними в процессе разработки новой модели.

Вскоре гитары Стейнбергера использовали такие известные артисты, как Майк Рaзерфорд (Genesis), Эдди Ван Хален, Дэвид Боуи, Стинг и Аллан Холдсуорт. Последний даже сказал, что разработка Стейнбергера была «единственным значительным успехом в дизайне электрогитары за последние 25 лет».

Помимо музыкантов, Стейнбергер также получил похвалу от Общества промышленных дизайнеров Америки. Его гитары удостоились “Премии за Выдающиеся Достижения” в 1981 году, а также - “Дизайна Десятилетия”. Журнал “Time” также признал его бас L2 одним из пяти лучших проектов 1981 года.

Несмотря на популярность, гитары Стейнбергера оказались дорогими для производства и в среднем стоили около $ 2000 в 1980-х годах ($ 4200 в сегодняшнем эквиваленте). Спрос всегда был выше предложения, и в конце 80-х годов производство Стейнбергера приобрела компания Gibson.

Почти 40 лет спустя оригинальный дизайн Стейнбергера по-прежнему выглядит футуристическим (и по-прежнему поляризуется некоторыми гитаристами). Безголовые гитары продолжают предлагать несколько производителей, в том числе NS Design - нынешняя компания Нэда Стейнбергера.