7 ноября 1944 года в городе Ниш американские самолеты разбомбили советскую колонну. В результате атаки погибли 34 солдата Красной армии, была сожжена техника и боеприпасы. Чем был вызван “дружественный огонь” и как советская сторона отреагировала на инцидент?
Утром 8 ноября 1944 года заместитель начальника Генерального штаба сообщил Сталину о страшной трагедии: в результате мощного налета американской авиации на нашу транспортную колонну убиты 34 солдата, 39 ранены, сожжено около 20 автомобилей с грузом. Верховный главнокомандующий потребовал в срочном порядке расследовать все обстоятельства дела.
Трагедия произошла в обед 7 ноября. Над городом Ниш появилась группа тяжелых истребителей Р-38 Lightning. Они двигались на высоте около 2 000 метров. Над аэродромом группа перестроилась в атакующее построение и снизилась до 40 метров. Истребители открыли пулеметно-пушечный огонь по транспорту и войскам. На марше находился 6-й гвардейский стрелковый корпус.
Сопротивление немецкой армии было сломлено и самолеты вермахта уже давно не летали в воздухе. Командование ВВС США не могло об этом не знать. Советские командиры не сразу поняли, что происходит. Фашисты не могли направить такое количество Fw-189 в атаку, плюс ко всему крупная группировка вражеских самолетов была бы замечена заранее. Так кто же бомбит колонну?
Вокруг раздавались взрывы и свистели пули. Самолеты пикировали и сбрасывали смертоносные бомбы на советских солдат. Когда двухкилевые машины пролетели совсем близко, получилось разглядеть опознавательные знаки на корпусе – звезды и другая символика ВВС США. Стало понятно, что это не немецкие Fw-189, а американские Р-38 Lightning. Издалека самолеты очень похожи и их легко спутать.
Тревожные звуки боя услышали бойцы 707-го штурмового авиационного полка. По боевой тревоге в небо подняли самолеты Як-9 и Як-3 из 866-го истребительного авиационного полка, также открыли огонь зенитки из состава ПВО аэродрома. Зенитным огнем был сбит 1 самолет.
Заместитель командира полка Дмитрий Сырцов дал четкие указания – по противнику не стрелять, дать понять, что это советская колонна. После того как американцы сбили один из самолетов советские летчики вступили в бой.
Истребители Як набрали максимальную скорость, и пошли на набор высоты. В первые минуты боя удалось сбить два американских самолета. Р-38 Lightning сбросили бомбы и попытались защищаться, но наши самолеты были маневреннее. Один из “Яков” с 37-мм авиационной пушки успел сбить еще один самолет. Американский Р-38 задымился и вошел в пике.
После этого старший лейтенант Сурнев подлетел к ведущему P-38 Lightning и жестами объяснил пилоту, что это советские войска. Американские самолеты улетели на юг но ненадолго. В скором времени на место боя вернулись уже 40 Р-38 Lightning. Советские истребители сразу же направились к ведущему американскому самолету и повторно объяснили, что это солдаты Красной армии, а не немцы. P-38 Lightning покинули воздушное пространство над городом Ниш и улетели на юг.
В результате инцидента к наземным потерям советской стороны добавилось 3 самолета и два пилота: лейтенант Шипуля и лейтенант Кривоногих. Американцы в тот день потеряли 7 боевых самолетов.
Командование ВВС США принесло извинения за эту трагедию. Атака советской колонны была случайной ошибкой. Но как можно ошибиться два раз подряд и прислать еще больше самолетов во второй волне?
Руководство обеих стран решило не придавать инцидент огласке и не портить отношения. Это не единственный случай в истории, когда советские и американские пилоты сходились в воздушной схватке.
Читайте также "Как советские истребители сбили 12 стратегических бомбардировщиков США".
Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы снова увидеться в вашей ленте Дзен и не пропустить следующие статьи!