Уже по третьей картине режиссёра Джеймса Марша, одного из самых перспективных современных режиссёров американского кино, можно понять, какие герои его интересуют прежде всего. Это всегда люди с невероятной судьбой: ученый Стивен Хокинг, который делал величайшие научные открытия, оставаясь прикованным к инвалидной коляске; Филипп Пети - человек, который прошел по канату между башнями Всемирно-торгового центра; и герой новой картины режиссёра "Гонка века", Дональд Кроухерест, попытавшийся совершить кругосветное путешествие в одиночку.
В марте 1968 газета “Sunday Times” объявила о проведении непрерывной кругосветной гонки на приз “Золотой глобус”. Дональд Кроухстер решил принять участие, чтобы спасти свою компанию от банкротства и долгов. Соорудив яхту по собственным чертежам, он отправился в открытый океан. Но посреди воды у него начались технические неполадки. Положение ухудшало то, что Дональд сходит с дистанции. Он понимал, что выиграть гонку честным путем невозможно. Герой утаивал своё положение от организаторов и близких, передавал ложные координаты. И вел ложный судовой журнал, намереваясь сфальсифицировать кругосветное путешествие, не предпринимая его по факту
Главного героя сыграл Колин Ферт. Это одна из его лучших актерских работ со времен фильма “Король говорит”. Лица реального Дональда Кроухтера и актёра довольно сильно отличаются, но это нормально - для режиссёра был куда важнее типаж простого, ничем не примечательного мужчины, на которого сваливается нелегкое бремя. Сам Дональд Кроухтер был добрым, порядочным и любящим человеком. Обожал свою жену и детей, а они его. Горожане Дональда уважали, а когда страна узнала про его кругосветное путешествие, он моментально стал звездой. Так что ему есть, что терять, если обман вскроется.
Это давление на героя постоянно усиливается на протяжении всего фильма. Среди прочего - большую роль в этом играет пресса, что мусолит тему о скорой победе (или поражении) Дональда. А ведь для него, как для англичанина, признать поражени - значит признаться в собственной никчёмности не только перед собственной семьёй, но и перед всем миром. Океан становится местом, где Дональд вспоминает свой дом, осмысляет свою жизнь, свое положение в мире. Становится очевидным, что участие в гонке - это всего лишь побег от скучной жизни, которой он жил ранее. И ведение двух судовых журналов выглядит скорее как попытка реконструировать собственное бытие в необходимом ракурсе.
Это история не о том, как один человек попытался всех провести, а о том, как мужчина стремился утвердить своё превосходство в глазах мира, семьи - да и себя самого. И о том, что лишь столкнувшись перед лицом неизбежной смерти (моральной или физической - не так важно), человек порой понимает, что не в превосходстве дело, а в том, насколько ты в экстремальной ситуации остаёшься человеком.
Автор текста - Илья Жданов.