Найти в Дзене
Дневник Успех@

Синдром Питера Пэна

И опять, любуясь мягким кружением снега за окном, я вспоминаю о грядущих праздниках – не только новогоднем, который знаменует собой окончание одной части жизни и начало другой – но, прежде всего, о своем дне рождения. Мы с мужем оба зимние: он – декабрьский, я – январская, и лет нам обоим исполняется уже немало: 27 и 29. Были дни рождения (примерно лет до 25), которым я искренне радовалась и стремилась отметить «по полной». Жизнь казалась такой огромной, удивительной, многообещающей… Но с каждым ушедшим годом я с изумлением осознаю свое физическое взросление – в душе-то мне по-прежнему 20! И тут в голове моей возникает некий диссонанс между моим фактическим возрастом с ожидаемыми от него реалиями (семья, дом, стабильность, материальные достижения) и внутренним ощущением себя (беззаботность, мечты, самопознание). Это несоответствие иногда рождает  во мне сильный страх что-то не успеть, упустить, пойти ложным путем, осознание какой-то вынужденности («женщина в твоем возрасте должна уже иметь то-то и жить так-то»). Приходит острое понимание быстротечности и конечности всего сущего. 


Вы, наверное, уже догадались, что «синдром Питера Пэна» (кстати, в отличие от моего синдрома Снусмумрика, это реально существующий термин) - это страх повзрослеть, желание оставаться вечным ребенком, в жизни которого есть место приключениям и мечтам, но никак не заботам и скуке. Почему-то этот синдром чаще приписывают мужчинам, ссылаясь на то, что женский ум более практичен и не склонен витать в облаках. Я с этим не вполне согласна. Возможно, в меньшей мере, но страх этот присущ и женщинам. Просто женщины обычно боятся старения в плане потери красоты, а мужчины не хотят расставаться с молодостью и беззаботной жизнью. И далеко не всегда это указывает на инфантильность характера, неправильное воспитание и социальную неадаптированность. 

Хотя в детстве сказка «Питер Пэн и Венди» была одной из моих любимых книг, в отличие от ее главного героя, я всегда хотела поскорее вырасти. Мой крайне независимый и упрямый козерожий характер заставлял меня в нетерпении считать годы, мечтая о своей взрослой, яркой, насыщенной и, конечно же, успешной жизни. После блестящего окончания школы, а затем –  и университета, этот пыл уже порядком подугас. Во-первых, сменились приоритеты: полюбив, я поняла, что вовсе не жажду карьерных взлетов и полного погружения в работу, а, во-вторых, к этому возрасту я только-только начала осознавать свои истинные желания и нащупывать свой собственный путь. Годы начали пролетать мимо с какой-то невообразимой космической скоростью. Работа, одна, другая, замужество, совместная борьба за место под солнцем, горести и радости… Жизнь, как жизнь. Но почему стало так тяжело разжимать пальцы, позволяя утекать драгоценному времени? И еще тяжелее каждую его крупицу использовать так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях.

Вообще, эта особенность присуща многим Козерогам: в юности мы не по годам серьезны и ответственны, знаем, чего хотим и не растрачиваем силы на ерунду – а с возрастом молодеем душой и стремимся жить «взахлеб», упиваясь каждым мигом. И, возвращаясь к теме нашего синдрома, замечу, что мужчинам-то как раз в чем-то легче: на их решения не давят те же пресловутые «биологические часы», например. Они остаются мальчишками до самых седин, и в большинстве случаев общество им это прощает. Но к женщинам отношение традиционно иное: от них требуется мудрость и серьезность, дабы мир в беззаботных мальчишеских руках не улетел в тартарары. Увы, и среди женщин встречаются беспокойные умы, не способные довольствоваться отведенной им ролью. Хотя, «увы» ли?..

Кто-то называет это состояние страха перед временем «кризисом среднего возраста» (который в наш продвинутый век сильно помолодел), кто-то - банальной депрессией от усталости, кто-то – простой блажью. Время уходит, и мы живем, как можем, чему-то радуясь, а о чем-то жалея. Редкий человек, наверное, покидает этот мир полностью удовлетворенным прожитой жизнью. Мудрость ведь приходит с возрастом – лишь повзрослев, начинаешь понимать, в чем истинное значение счастья. Я лично понимаю счастье так:

Счастье – это:

- жить разнообразной интересной жизнью, путешествовать, развиваться, узнавать новое
- заниматься творчеством или любым нравящимся делом, зарабатывая им на жизнь
- любить и быть любимым
- делать мир добрее и гармоничнее
- не изменять себе.

И единственный вопрос, который меня до сих пор мучает – почему, зная о том, что однажды мы состаримся и умрем, мы продолжаем жить серой жизнью, откладываем все важное «на завтра» и не отваживаемся делать то, что любим, вместо того, что якобы должны?

Быть может, синдром Питера Пэна – это вовсе не страх повзрослеть и прожить никчемную жизнь, а страх взять на себя ответственность за свою жизнь, принять перемены, преодолеть свою лень и неуверенность? В моем случае это отчасти верно: давно живя своим умом и желаниями, чувствуя себя молодой и полной сил, я нет-нет да и поддамся лени, пессимизму и общественным стереотипам о том, какой должна быть успешная жизнь околотридцатилетней женщины. В такие моменты и рождаются заметки вроде этой :)

Страх перед уходящим временем – всегда неслучаен. Его питают наши нереализованные планы и мечты, ощущение, что ты проживаешь «не свою» жизнь, боязнь и неготовность ответственности – перед семьей, самим собой, обществом. На плечи мужчин возлагается материальная ответственность за семью, на плечи женщины – весь домашний очаг с его атрибутами. Это трудно, и это – на всю жизнь. И в этой жизни зачастую все совсем не так, как мы хотим. Вот и возникают разного рода «синдромы» - способы человеческой психики защититься от стресса в современных условиях. 

У меня есть отличный способ преодоления синдрома Питера Пэна. Я воображаю, что мне 60, и я прожила свою жизнь скучно и бездарно, растратив бесценное время на лень и хандру. Ужаснувшись, я вспоминаю, что на самом деле мне еще нет и 30, и улыбаюсь накатившему счастью: как же я еще молода, сколько всего я еще успею совершить, добиться, осуществить! И пусть вокруг твердят: «смотри, время-то идет» и «тебе это уже не по возрасту».  Ведь это моя жизнь, а значит, прожить я ее имею право так, как хочу.

Мне очень нравится жизненная позиция Колина Ферта, одного из моих любимых английских актеров. Только вчитайтесь: «Жизнь – не то, что можно упаковать. Мне кажется, признание ее стихийности – признак взросления. …Если научиться просто быть, отступает страх небытия».

Вот такие философские мысли меня посетили сегодня.