Мэри Робинетт Коваль
С помощью этой простой организационной теории вы можете объяснить любую историю: художественную или нехудожественную. Я буду рассказывать на примерах художественной литературы, но эта структура повсюду.
Истории создаются из четырех элементов, смешанных в различных пропорциях: Окружение, Вопросы, Персонажи, События.
Эти элементы могут помочь определить, где начинается и заканчивается история, и виды конфликтов, с которыми сталкиваются ваши персонажи.
Истории окружения продвигаются с помощью места. Эти истории начинаются, когда персонаж входит в место, и заканчиваются, когда он его покидает. Классические примеры: «Вокруг света за 80 дней», «Путешествия Гулливера».
Когда вы знаете, где заканчивается история окружения, это также говорит вам, какого рода конфликт в середине, поскольку ваша работа — понять, что персонаж должен делать.
А затем систематически не позволять ему найти решение.
Конфликты окружения заканчиваются, когда ваш персонаж покидает место. Конфликты удерживают персонажа. Персонаж стремится найти выход. Пытается выжить. Пробует сориентироваться.
Истории вопроса продвигаются вопросами. Они начинаются, когда у персонажа возникает вопрос, и заканчиваются, когда он получает ответ. Это все детективы, вроде Шерлока Холмса и Пуаро.
В конфликте вопроса ваша цель — удерживать персонажа от нахождения ответа. Ему лгут. Он не может понять ответ. Ответы ведут в тупики. (фальшивки)
Истории персонажа продвигаются тревогой. Они начинаются, когда персонаж недоволен каким-то своим аспектом, и заканчиваются, когда он укрепляет свою самоидентификацию.
Ваш персонаж пытается измениться. Остановите его. Не позволяйте вырваться из своей роли. Наполните отвращением к себе. Пусть перемены обернутся против него.
Истории события продвигаются действием. Они начинаются, когда нарушается статус кво, и заканчиваются, когда он восстановлен или появляется новый статус кво. И да, «все умерли» тоже считается новым статусом кво. Истории катастроф. Инферно.
Для конфликтов в историях события, не позволяйте персонажу восстановить статус кво. Боевые сцены. Сцены погонь. Взрывы. Он пытается все исправить? Возникают непредвиденные последствия.
Спутать истории персонажа и истории события легко. Разница в том, что истории персонажа о внутреннем конфликте. «Я никогда не стану популярным». Истории события о внешнем конфликте. «О нет! К Земле приближается астероид!»
Так выглядят элементы ОВПС по отдельности. Но истории с одной нитью почти никогда не встречаются. Большинство историй создаются с помощью многих нитей, иначе история попросту будет скучной. Так как работать со многими нитями?
Для многих людей в интернете слово «вложенность» все объясняет.
Используем конкретный пример. «Волшебник из Оз» прекрасная вложенная история.
Она начинается с истории персонажа. Дороти недовольна своей ролью фермера в Канзасе.
Затем открывается Событие. Торнадо!
Открывается Окружение. Добро пожаловать в Оз.
И… Вопрос. Что делают эти красные сандалии?
Затем Глинда говорит: «Эти красные сандалии доставят тебя домой». Закрываем вопрос.
Покидаем Оз, закрываем окружение.
Возвращаемся в Канзас, где все хорошо, закрываем событие.
Дороти говорит: «Мне не нужно искать приключения дальше собственного двора». Закрываем персонаж.
Бывают истории, в которых возникает ощущение, будто концовка оборачивается пшиком или что история заканчивается, потом заканчивается еще раз. И потом еще раз. И еще. Часто так бывает, потому что вложенность нарушена.
И вот сводная таблица: