Найти в Дзене
Autospectrum

Спальник для дальнобойщика: как зарождалась концепция

Сегодня невозможно представить грузовик дальнобойщика без спального отсека. Спальник обеспечивает достаточный комфорт водителю во время отдыха, на дальних рейсах, в которых отсутствует сопутствующая инфраструктура.

При проектировании кабин современными инженерами учитывается огромное количество факторов: от ограничений по габаритам до финансовых возможностей покупателя грузовика. Все это благодаря вековому опыту предыдущих разработок.

Так как появились спальники, и что было первым – «слипер», «шляфкабине» или «кушетте»?

Согласно энциклопедии Альберта Мроза, а также ряду статей, посвященных испытательному автопробегу Goodyear 1917 года по САСШ протяженностью 2500 километров, на грузовых автомобилях Packard впервые было оборудовано спальное место для водителя. На снимках ниже, можно наглядно увидеть спальный отсек грузовика Packard, принимавшего участие в том самом автопробеге.

Фото из архива Jeff Lakaszcyck
Фото из архива Jeff Lakaszcyck

На самом деле отделение для отдыха водителя появилось еще в 1910 году в грузовике Gaggenau. На фотографии четко видно это отделение. В дальнейшем немецкие конструкторы широко применяли данное решение.

-3

В 1920-1930-х годах «спальники» чаще всего располагались над водительской кабиной. Дальнобойщики их называли «скворечниками». Незнающий человек даже мог и не заметить, что грузовик оборудован местом отдыха. На фото ниже запечатлен Packard 1920 года. Присмотритесь, в вентиляционном окошке можно разглядеть лицо отдыхающего водителя.

Фото из журнала «Тhe motor truck» 1921 года
Фото из журнала «Тhe motor truck» 1921 года

Грузовики 1930-1940-х годов в большей своей массе имели спальные места за водительским сидением. Такое расположение использовали все основные мировые производители.

Слева - кабина для грузовиков Chevrolet фирмы York-Hoover Body, справа - организация спальных мест английского Sentinel DG6 1930 года. Фото из журнала «Тhe motor truck»
Слева - кабина для грузовиков Chevrolet фирмы York-Hoover Body, справа - организация спальных мест английского Sentinel DG6 1930 года. Фото из журнала «Тhe motor truck»

Итальянский OM 137 Titano 1937 года
Итальянский OM 137 Titano 1937 года

Mercedes-Benz LZ 10000 1939 года, кабина фирмы Kässbohrer
Mercedes-Benz LZ 10000 1939 года, кабина фирмы Kässbohrer

Некоторые производители оборудовали спальные места над местом шофера.

Французский Berliet 1933-1935 годов
Французский Berliet 1933-1935 годов

Были и экзотические решения. Например, компания Fruehauf в 1940-х годах размещала «спальник» в отдельном отсеке позади водительской кабины.

-9

А у грузовика Autocar спальный бокс был закреплен над кабиной прямо к кузову.

-10

В коротких, так называемых «дневных» кабинах, конструкторы тоже заботились о комфорте шофера и умудрялись организовывать места без увеличения габаритных размеров кабины, за счет трансформируемых диванов водителя и сменщика.

Спальник в диване грузовика Henschel 1931 года и FIAT 634 N того же года
Спальник в диване грузовика Henschel 1931 года и FIAT 634 N того же года

В СССР же в этот период не велись разработки комфортабельных кабин. Но водители, управлявшие зарубежными грузовиками все же могли позволить себе комфортно отдыхать. Например, автопоезд НАМИ 1940 года созданный на основе американского тягача General Motors Т-85, был оборудован «спальником» позади водительского места.

-12
Кстати, а вы видели самую сексуальную дальнобойщицу?