Вопрос дальнейшего развития одной из популярных торговых сетей еще около месяца останется пищей для размышлений экспертов.
Основные векторы стратегии роста крупнейшего ритейлера страны наметят на заседании Совета директоров, которое назначено на 19 апреля. Однако, судя по тому, как реагирует фондовый рынок на новости, касающиеся «Магнита», инвесторы пока не полностью смирились с тем, что Сергей Галицкий покинул пост главы компании.
Одной из главных экономических новостей минувшей недели стало сообщение об удовлетворении ходатайства ООО «ВТБ Инфрастуктурные инвестиции» о приобретении доли в размере 29,1% акций ПАО «Магнит». Это стало известно 13 марта, несмотря на то, что фактически покупка была одобрена за неделю до того. Таким образом, сделка юридически оформлена окончательно.
СЛЕЗЫ ГАЛИЦКОГО
Напомним, публичное заявление о продаже почти 30% акций одному из крупнейших отечественных банков почти за 139 миллиардов рублей было озвучено в середине февраля в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи.
— Не хочу идти поперек процесса, — с трудом сдерживая эмоции, объяснял тогда кубанский миллиардер на пресс-конференции. — Я больше сосредоточен на прибыльности, низком долге. Нынешнему же рынку требуются другие вещи: открытие новых магазинов, рост сопоставимых продаж и агрессия. Если инвесторы хотят изменений, они должны их получить.
Тем не менее, основатель известного бренда сохранил 3% акций.
— Предсказать, что Сергей Галицкий продаст компанию, было практически невозможно, — прокомментировал доктор экономических наук, член Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. — На мой взгляд, ничего страшного не произошло. Причиной продажи, как заявил Галицкий, стал некий конфликт интересов инвесторов и собственников. Именно в этом контексте принятое решение выглядит логично.
Эксперт добавляет, что речь не идет о просчетах руководства компании. Ведь «Магнит» остается одним из крупнейших ритейлеров страны.
— В бизнесе очень часто происходят подобные слияния. Драматические повороты можно обнаружить в истории любой крупной компании, — добавляет собеседник. — Главная причина острой реакции фондового рынка и многих инвесторов в том, что «Магнит» связывают с именем Сергея Галицкого. Однако у компании очень большой инерционный потенциал. Ведь сейчас никто не говорит, что «Магнит» столкнулся с непреодолимыми сложностями.
ИНВЕСТОРЫ ОТДАДУТ ДИВИДЕНДЫ
В течение двух последних лет стоимость акций крупнейшего ритейлера страны упала более чем в два раза — с почти 12 тысяч рублей до примерно 4,2-4,5 тысячи. Плюс ко всему в первом полугодии нынешнего года компания впервые за долгое время отказалась от выплаты дивидендов акционерам. В официальном релизе такое решение менеджмент объяснил тем, что большая часть прибыли направлена на переоформление имеющихся торговых точек.
Все эти факторы вкупе с объявлениями о продаже Сергеем Галицким своей доли повлияли на то, что курс акций — впрочем, ненадолго — упал еще примерно на 7%.
Но затем рынок быстро успокоился, акции вернулись на утраченные позиции и даже больше — по данным Московской биржи на 16 марта, до 5100-5200 рублей за акцию.
Росту в немалой мере поспособствовали заявления нового генерального директора Хачатура Помбухчана, который сообщил: часть инвестиций, ранее запланированых на вертикальную интеграцию компании, направят на другие цели. При этом холдинговая структура, которой «Магнит» стал в последние годы, не откажется от планов развития так называемых непрофильных активов, прежде всего собственного производства продуктов питания. А буквально на днях на сайте компании появилось сообщение, что «Магнит» со второго полугодия возобновит выплаты дивидендов.
Так что, судя по заявлениям представителей топ-менеджмента, многие проекты будут пересмотрены, но отказа от главной линии — экспансии рынка — не произойдет.
СОБСТВЕННИК УВИДЕЛ ПОТЕНЦИАЛ
Уже известно, что новые владельцы «Магнита» планируют объединить транспортные средства, логистическую и платежные системы компании с еще одним активом, частью которого владеет «ВТБ», — «Почтой России». Кроме того, планируется создание некоего совместного сервиса по доставке товаров из магазинов торговой сети почтовыми курьерами.
— Мы планируем достаточно серьезную синергию в области логистики — у нас 17 тысяч автомобилей, у «Магнита» — 6 тысяч транспортных единиц, — подтвердил намерения в ходе пресс-конференции 16 марта глава «Почты России» Николай Подгузов. — Будем использовать наши отделения как точки продаж «Магнита». Уже сформированы фокусные группы, чтобы в 2019 году был эффект от этого взаимодействия. Мы также открыты для сотрудничества с другими сетями.
Новые собственники пока воздерживаются от комментариев и уверяют, что «Магнит» имеет значительный потенциал развития благодаря наличию уникальной логистической платформы и эффективной бизнес-модели.
«У группы ВТБ уже есть большой опыт успешных инвестиций в капитал российских компаний, и в частности солидная экспертиза в секторе розничной торговли, — отмечается в официальном сообщении на сайте нового собственника. — За 9 лет работы было осуществлено более 22 крупных инвестиций на сумму свыше 15 миллиардов долларов. Основываясь на опыте группы ВТБ в ритейле, можно говорить о значительном потенциале будущего развития».
ВНЕ ПРОФИЛЯ
Серьезные опасения у экспертов вызывают производственные мощности, которые компания развивала в последние годы. Речь идет о создании индустриального парка в Восточной промзоне Краснодара — проекте, который активно поддерживала краевая власть. Ведь аффилированных с «Магнитом» компаний достаточно много. Например, логистическая компания ООО «Сельта», крупнейший в Краснодарском крае тепличный комплекс, кондитерский цех, производство гигиенических средств, завод по выращиванию шампиньонов, производство полуфабрикатов и консервов, а также собственная энергоснабжающая компания «Магнитэнерго», которая не только питает электричеством существующие торговые точки, но и продает электричество на открытых рынках. В совокупности восемь непрофильных активов дают выручку в 62 миллиарда рублей.
По оценке аналитического центра «Эксперт-Юг», если бы производственные активы не входили в холдинг, они легко оказались бы в тридцатке крупнейших по ЮФО. Однако проблема в том, что все эти предприятия работают не на открытых рынках, а на единственного заказчика. Это, казалось бы, преимущество со временем может стать серьезным риском. Ведь чтобы предприятия стали конкурентоспособными, необходимо полностью менять структуру управления: создавать службы маркетинга, отделы продаж... От того, как справится новый менеджмент с этими вызовами, будет зависеть финансовое состояние одного из крупнейших налогоплательщиков региона.
Юрий Савичев