Именно ГАЗ стал одним из универсальных отечественных автомобилей, прошедших через различные исторические эпохи, оставаясь при этом самым распространенным автомобилем среди грузового транспорта и легковушек. В современном автомобильном мире ГАЗ не только занял почетное место в коллекции ретро-автомобилей, но и продолжает принимать активное участие в новом формате в жизнедеятельности общества.
Американский Форд стал прародителем ГАЗа
Днем рождения автомобиля следует считать дату основания завода, на котором стал выпускаться ГАЗ. Соответствующий приказ о начале строительства советского автомобильного завода был подписан 4 марта 1929 года. Руководство страны после недолгого выбора определило место размещения предприятия – Нижний Новгород.
Задача перед автомобильной промышленностью была поставлена вполне конкретная – создать достойную модель автомобиля, которую можно было бы выпускать не только, как легковой, но и в качестве грузового транспорта. И тут без помощи западных коллег, продвинувшихся на тот момент далеко вперед в вопросах машиностроения, было не обойтись. В качестве технического партнера совместного проекта выступила американская фирма «Форд», предоставившая оборудования и документацию по сборке двух популярных автомобилей серии «Форд А» и «Форд АА».
Новый автомобильный завод в Нижнем Новгороде был построен в рекордные сроки – 1,5 года. Уже в начале 1932 года предприятие начало активную работу по сборке первых экземпляров ГАЗа. Особенностями автомобиля, отличающего его от американского собрата, стал усиленный картер сцепления и рулевой механизм. В качестве пробной модели заводом был выпущен грузовик ГАЗ АА, на основе которого советские конструктора начали сборку трехосного ГАЗа ААА, советского самосвала и автобуса для перевозки работников предприятия.
Отход от американского идеала
Первая попытка изменения американских разработок была предпринята при создании легковой модели ГАЗ М1. Главный конструктор Горьковского автомобильного завода Андрей Александрович Липгарт имел полное представление о совершенно новом варианте автомобиля. С технической стороны не удалось полностью отказаться от американских идей, но в целом советским конструкторам удалось создать своеобразный и прочный автомобиль. Новая версия ГАЗ М1, получившая название ГАЗ 11-73, сошедшая с конвейера предприятия в 1938 году, была более совершенной и непохожей на Форд, как с технической стороны, так и в дизайне.
После успешного старта выпуска действительно советского автомобиля завод регулярно стал выпускать новые модификации ГАЗа, дойдя до самой популярной модели – ГАЗ 61. Завершение 30-х годов XX столетия ознаменовалось лидерством Горьковского автомобильного завода в советской автомобильной промышленности. Более 450 000 автомобилей модели ГАЗ занимали практически 70% автопарка Советского Союза.
Все для фронта, все для Победы
Великая Отечественная Война должна была разрушить автомобильную промышленность, как это было с другими заводами не только в Советском Союзе, но и Европе. Но и тут удача улыбнулась Горьковскому автомобильному заводу. Мужественные усилия и самоотдача работников предприятия продолжили деятельность, переведя ее в несколько иное, более актуальное русло.
В военные годы с конвейера автозавода сходили мощные, прочные вездеходы ГАЗ 64/67, бронированные БА 64, БА 64Б, а также танки т60 и т70. Также работники предприятия выпускали снаряжение, боеприпасы и самоходные орудия, ставшие надежными товарищами бойцам Красной Армии.
Фашисты не раз предпринимали попытки уничтожить завод. В частности, крупные потери предприятие понесло в 1943 году, когда в результате авианалета было уничтожено более полусотни зданий и почти 9 000 экземпляров техники. Восстановительные работы, проводимые круглосуточно, позволили возобновить работоспособность завода в самое короткое время. Блестящая, тяжелая работа предприятия была оценена властями. Завод получил заслуженные награды, среди которых орден Ленина, Красного Знамени и орден Отечественной Войны I степени.
Еще на ступень выше
Одной из первых послевоенных моделей крупнейшего советского автомобильного завода стал грузовой вариант – ГАЗ 51. Данной модификации ГАЗа было суждено стать настоящей легендой отечественного автопрома. Выпуск модели продолжался на протяжении 25 лет, не теряя популярности и спроса. На основе популярного грузовика советские конструктора начали разработку несколько новых моделей – внедорожника ГАЗ 63, автобуса ГАЗ 651 и самосвала ГАЗ 93. Именно ГАЗ 51 заинтересовал западные страны (в их числе была Польша, Китай и Корейская народно-демократическая республика), где начался лицензионный выпуск копий автомобиля.
Настоящим прорывом советской автопромышленности стал легковой автомобиль, выпущенный в первый послевоенный год – знаменитая «Победа» (ГАЗ М20). Особенностями легковушки стал несущий кузов, технические характеристики самого прогрессивного вида, а также нестандартный дизайн, ставший эталоном автомобильной моды тех лет. Именно на базе ГАЗ М20 в 50-е годы советские конструктора стали выпускать знаменитую «Волгу» (ГАЗ 21).
Автомобиль для чиновников и элиты
ГАЗ 12, получивший название ЗИМ (Завод имени Молотова), стал первым советским автомобилем представительского класса. Данная модель выпускалась на протяжении девяти лет, а в 1959 году на основе ГАЗа 12 стали собирать еще одну будущую легенду отечественного автопрома «Чайку» (ГАЗ 13). Эффектный внешний облик, мощные технические характеристики сделали «Чайку» не только самым современным автомобилем в СССР, но и превратили ГАЗ 13 практически в официальную машину для министерских работников. Следующее поколение «Чайки» (ГАЗ 14) сочетало в себе более скромный дизайн с лучшими техническими характеристиками американских легковых автомобилей.
Особую популярность в сфере жилищного хозяйства, правоохранительных органов получил прочный и весьма удобный в эксплуатации внедорожник ГАЗ 69, также пользующийся спросом заграницей, в частности в КНДР.
Мелкие чиновники и руководители средней руки также мечтали ездить на элитном автомобиле, которым и стала легковушка ГАЗ 24. Строгое и солидное оформление салона, достаточно богатая комплектация автомобиля сочеталась с высоким качеством и комфортной ездой. Иметь в личном пользовании ГАЗ 24 в те времена считалась весьма почетным и престижным делом.
Веяние времени заставило советских разработчиков вносить изменения и обновления в выпускаемые модели. Третье поколение грузового транспорта, в которое входят ГАЗ 52, 53А, 66 отличается особой надежностью, прочностью и проходимостью по любым дорогам.
Свежее дыхание нового времени
В 70-е года XX века началась крупная реконструкция Горьковского автомобильного завода. Предприятие переключилось полностью на советскую сборку автомобилей. Новые цеха, заводы позволили увеличить и ускорить рабочий процесс, улучшить качество продукции.
Разросшееся предприятие требовало четкого руководства и единой линии управления. В результате в августе 1971 года все филиалы завода были объединены в единое предприятие «АвтоГАЗ», а позднее в ПО «ГАЗ». На тот момент производственные мощности автомобильного предприятия насчитывали 11 заводов, выпускающих запчасти и детали для автомобилей.
Реконструкция отнимала много времени, но при этом завод не останавливался в выпуске новых модификаций ГАЗа. Именно в эти годы стали собираться популярные модели ГАЗ 24-10 и ГАЗ 3102, отличающиеся высоким качеством, солидным внешним видом и внутренней отделкой салона.
мечтали ездить на элитном автомобиле, которым и стала легковушка ГАЗ 24. Строгое и солидное оформление салона, достаточно богатая комплектация автомобиля сочеталась с высоким качеством и комфортной ездой. Иметь в личном пользовании ГАЗ 24 в те времена считалась весьма почетным и престижным делом.
Веяние времени заставило советских разработчиков вносить изменения и обновления в выпускаемые модели. Третье поколение грузового транспорта, в которое входят ГАЗ 52, 53А, 66 отличается особой надежностью, прочностью и проходимостью по любым дорогам.
Жизнь после СССР
Распад СССР, исчезновение целой эпохи трагически сказались на промышленности страны. Не стал исключением и Горьковский автозавод, переживший тяжелые финансовые трудности. Единственным шансом удержаться на плаву стал выпуск ГАЗ 3302 – грузового российского варианта популярного Ford Transit. На базе данной модели стали выпускаться различные модификации, отличающиеся техническими характеристиками и возможностями. Именно ГАЗ 3302 стал родителем новой серии грузового транспорта – «Газелей».
Руководство предприятия не оставляло надежды продолжить выпускать новые версии легковых автомобилей. Но качество сборки в лихие 90-е значительно снизилось, конструктора прибегали к старым проектам, которые не были реализованы в советский период, а в новой России уже считались устаревшими и требовали доработок. Одной из экспериментальных моделей легкового автомобиля нового времени стал ГАЗ 3111, выпускаемый в период 1998-2001 годов. Но высокая стоимость в сочетании с весьма неэффективным качеством свела на нет серийное производство.
В 2010 году руководство ГАЗа приняло решение о полном переходе на выпуск грузового транспорта и микроавтобусов, которое обеспечило предприятию новое дыхание и вернуло спрос и популярность продукции у населения страны.
Понравилась статья?
Подписывайся на канал и ставь лайк!
Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.