Найти тему
Content.Guru

Как подготовиться к написанию текста за 5 шагов

Оглавление

Подготовка к тексту важна не меньше, чем его написание. Без понимания задачи, вам вряд ли удастся написать текст, который нужен клиенту. Без предварительно сбора информации вы не сможете дать фактов и пользы читателю. Не проанализировав конкурентов и целевую аудиторию, вы упустите важные детали. Ну а без систематизации всей предыдущей информации в голове образуется каша из отдельных фактов, которые довольно сложно выстроить в хороший текст.

Это руководство подойдет для тех, кто только начинает писать тексты на заказ.

Шаг 1: Понять задачу

Прежде чем приступать к работе над текстом, разберитесь, для какой цели этот материал нужен клиенту, и как он будет его использовать. Если вы не понимаете, чего и в каком виде от вас хотят, — задавайте уточняющие вопросы клиенту. Делайте это до тех пор, пока полностью не разберетесь в задаче.

Стандартный список вопросов для понимания задачи:

  • Какой эффект от публикации текста рассчитывает получить клиент?
  • Где планируют опубликовать текст: в рассылке, на сайте компании, в социальных сетях, на сторонних площадках?
  • На какую аудиторию должен быть рассчитан текст: тех, кто уже знаком с компанией или новых клиентов?
  • Кто типичный клиент или читатель: мужчина или женщина, сколько ему лет, что его интересует и где он работает?
  • Что будет с текстом после публикации? Будут ли его как-то рекламировать?
  • Какие формальные требования есть к тексту: объем, технические показатели, оформление?

Ответы на некоторые из этих вопросов вы получите сразу — в техническом задании от клиента. Остальные выясните во время обсуждения задачи.

Сергей Король, один из преподавателей курса по копирайтингу в «Нетологии», в своем блоге рекомендует записать результаты этого шага в отдельный документ и согласовать его с клиентом, чтобы избежать проблем в будущем. В нем напишите ответы на вопросы:

  • Как я понял задачу
  • Как собираюсь ее решать
  • Что мне нужно, чтобы ее решить
  • Сколько времени это у меня займет
  • Сколько это будет стоить

Не всегда клиент соглашается отвечать на большое количество уточняющих вопросов и согласовывать документ с пониманием задачи. На биржах и сайтах фриланса это скорее исключение из правил, чем регулярная практика.

До начала работы полезно составить понимание задачи хотя бы для себя — чтобы понять, сможете ли вы выполнить задание.

Шпаргалка

  • Убедитесь, что правильно поняли задачу, чтобы потом не пришлось переделывать
  • Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно
  • Зафиксируйте понимание задачи в отдельном документе и согласуйте его с клиентом

Шаг 2: Собрать информацию о продукте или по теме текста

Для рекламных текстов (например, лендингов или коммерческих предложений) нужно собирать информацию

О компании:

  • Сфера деятельности
  • Отличия от конкурентов
  • Особенности работы
  • Ценности и миссия
  • Кто из сотрудников контактирует с конечным потребителем

О продукте:

  • Что это за продукт
  • Для чего он нужен клиенту
  • Какие от него ожидания и выгоды
  • Характеристики
  • Отличия от аналогов и продуктов конкурентов
  • Сопутствующие услуги

Для информационных текстов (например, статей в блог компании) нужно изучить всю доступную информацию по теме будущего материала:

  • Первоисточники — официальные сайты, доклады, книги, журналы, блоги компаний. Например, если вы пишете обзор какого-то сервиса, изучите официальный сайт разработчика.
  • Существующие публикации на клиентском сайте и в его соцсетях — чтобы не повторяться с уже существующими материалами и почерпнуть интересную информацию.
  • Тексты по теме у конкурентов — чтобы сделать лучше, чем у них.
  • Нормативную документацию — чтобы не допускать фактологических ошибок.

Начинать сбор информации лучше с изучения сайта и других информационных площадок (блогов на ресурсах вроде Хабрахабра и социальных сетей) клиента. С них вы сможете почерпнуть:

  • Интересные факты о работе: скидки, акции, историю компании, кейсы
  • Стиль текста: в каком тоне написаны публикации на сайте, как обращаются к читателю — на «ты» или на «вы», используют ли сленговые выражения
  • Информацию о существующих публикациях, чтобы не повторять их (актуально для статей в блог)

Уточните у клиента, насколько актуальна информация, размещенная на его сайте. Если использовать устаревшие данные, придется переписывать текст.

Если собранной информации достаточно, можно переходить к другим источникам — форумам, видео на ютубе, отраслевым журналам, книгам.

Но иногда может потребоваться интервью с клиентом. Чтобы ничего не упустить, заранее подготовьте к интервью список вопросов. Для получения максимально полных и корректных ответов, задавайте правильные вопросы:

  • Лаконичные (не более 2–3 предложений в одном вопросе) — чтобы не запутать собеседника
  • Открытые (те, на которые нельзя ответить «да/нет») — дают больше шансов получить какую-то важную упущенную информацию.

Читайте также: Как брать интервью и экспертные комментарии

Эффективнее проводить интервью устно — вы сможете задать уточняющие вопросы, если услышите какой-то интересный и нужный факт. Чтобы ничего не потерялось, записывайте общение в аудиофайл. Также это поможет избежать разногласий в дальнейшем, если клиент начнет отказываться от своих слов.

Важно! Предупредите собеседника, что вы будете записывать ваш разговор. Это поможет избежать конфликтов и обид в дальнейшем сотрудничестве.

  • Для личных встреч подойдет стандартный диктофон на смартфоне
  • Для записи разговоров в скайпе, мессенджерах и по телефону есть много разных программ — MP3 Skype Recorder, Call Recorder Skype & Viber и подобные

Шпаргалка:

  • Соберите информацию о продукте и компании
  • Изучайте первоисточники, клиентские площадки
  • Ищите идеи на форумах, информационных сайтах по теме и смежных отраслях
  • Если не хватает информации — попросите клиента об интервью
  • Сохраняйте всю информацию в виде скриншотов, записей разговоров и заметок

Шаг 3. Проанализировать конкурентов

После анализа клиентских площадок и интервью с клиентом, переходите к исследованию конкурентов. Узнать список конкурентов можно непосредственно у клиента или найти их самому — по ключевым словам через поиск.

О конкурентах нужно узнать:

  • Что они предлагают
  • Чем их предложение отличается от вашего и что есть общего
  • Кто у них покупает
  • Какие есть интересные предложения, дополнительные услуги, бонусы и «фишки» на сайтах

Надежда Богданова, которая специализируется на написании текстов для лендингов, на своих вебинарах рекомендует во время сбора информации посмотреть 50–100 сайтов прямых конкурентов и компаний, занимающихся такой же деятельностью в других регионах.

Например, вы собираете информацию для магазина швейной фурнитуры в Москве. Оправдано будет изучить не только московских конкурентов, а и такие же белорусские, украинские магазины. На их сайтах вы, возможно, найдете интересные мысли, которые можно использовать при написании текста или какую-нибудь уникальную информацию.

Сохраняйте в виде скриншотов все интересные «фишки» и сильные ходы. Если ниша узкая и конкурентов мало, можно поискать идеи и примеры в смежных тематиках.

Мы подготовили гугл-таблицу для фиксирования результатов анализа конкурентов. Сделайте ее копию на свой диск, чтобы открылась возможность вносить изменения.

Нажмите на скриншот, чтобы скачать таблицу:

Чтобы создать копию, нажмите «Файл» → «Создать копию». Далее измените название на удобное вам и нажмите «Ок»
Чтобы создать копию, нажмите «Файл» → «Создать копию». Далее измените название на удобное вам и нажмите «Ок»

Шпаргалка:

  • Проанализируйте сайты и предложения конкурентов
  • Сохраняйте интересные идеи
  • Если конкурентов недостаточно — ищите примеры в смежных тематиках

Шаг 4. Собрать информацию о целевой аудитории

Для написания текста о будущих читателях (целевой аудитории) нужно узнать:

  • Кто уже покупает этот продукт
  • Кого компания хочет сделать своими клиентами
  • Чем они занимаются
  • Что их беспокоит
  • Как они привыкли проводить свое время
  • Почему покупают этот продукт или у этой компании
  • Для чего они его используют
  • Знакомы ли они уже с товаром и компанией
  • Какие у них есть проблемы, которые может решить продукт
  • Что их останавливает или отпугивает от покупки, какие возражения

Искать целевую аудиторию можно в тематических группах социальных сетей и на профильных форумах. Также много интересной информации вам смогут дать те сотрудники, что общаются напрямую с клиентами — тех. поддержка, операторы колл-центра, менеджеры по продажам.

Форумы можно найти через поиск или в каталогах сайтов (например, в «Яндекс.Каталоге»). Чем больше форумов вы исследуете, тем больше информации и интересных нюансов удастся найти.

В «Яндекс.Каталоге» выберите нужную рубрику и регион, чтобы сэкономить время на поиск
В «Яндекс.Каталоге» выберите нужную рубрику и регион, чтобы сэкономить время на поиск

Если на форумах нет нужных вам веток обсуждения, создайте свою. Но помните, что на форумах все друг друга уже знают и не всегда лояльно относятся к новичкам. Поэтому не пытайтесь выглядеть профи в своем вопросе. Так вас очень быстро раскусят, и вместо ценной информации вы получите конфликт. Будьте немного простоватым новичком, так удастся собрать больше мнений и советов.

Отличный пример поста для изучения целевой аудитории. Пост собрал 32 комментария. В них — ожидания и боли целевой аудитории, список популярных конкурентов, критерии выбора продукта
Отличный пример поста для изучения целевой аудитории. Пост собрал 32 комментария. В них — ожидания и боли целевой аудитории, список популярных конкурентов, критерии выбора продукта

Этот же алгоритм повторите при изучении социальных сетей. Чтобы посмотреть, как ведет себя целевая аудитория в реальных условиях читайте обсуждения, вроде «Отзывы», «Жалобы и предложения» и схожие, комментарии под постами на стене в клиентских и конкурентных группах.

Если целевую аудиторию можно объединить по общему признаку — профессии, статусу, увлечению — поищите некоммерческие тематические сообщества.

Например, ваша целевая аудитория — учителя. Узнать об их болях и ожиданиях можно в пабликах вроде «Подслушано у учителей» и подобных. Ищите нужные вам темы через поиск по сообществу или создавайте свои.

Если вы по какому-либо признаку относите себя к целевой аудитории текста, все равно не пропускайте этот шаг. Помните, что вы можете быть лишь частным случаем из большой выборки.

Этап анализа целевой аудитории пропускайте только в одном случае: если вы пишете уже не первый текст для этого клиента. Например, если вы готовите 20 статей об email-рассылках для одного блога, провести полный анализ будущих читателей можно только один раз, а дальше только добирать недостающую информацию.

Шпаргалка

  • Ищите целевую аудиторию на профильных и околотематических форумах или в социальных сетях
  • Если нужной ветки обсуждения нет — создайте её
  • Просматривайте комментарии на страницах конкурентов в социальных сетях

Шаг 5: Систематизировать собранную информацию

Когда вся информация собрана, пора ее систематизировать. Если пропустить этот этап, можно упустить важную деталь.

Есть несколько способов систематизировать информацию:

  • Составить интеллектуальную карту текста — в онлайн-сервисах, десктопных программах или от руки
Интеллектуальная карта информации для текста в сервисе MindMeister
Интеллектуальная карта информации для текста в сервисе MindMeister
  • Записать все данные тезисно на отдельные карточки — стикеры, картонные или на доске в Трелло, разделить их по темам
В Трелло можно создать отдельную доску для каждого текста. Каждый список — раздел, карточка — отдельный тезис. К карточкам можно прикреплять изображения и любые другие файлы, писать комментарии
В Трелло можно создать отдельную доску для каждого текста. Каждый список — раздел, карточка — отдельный тезис. К карточкам можно прикреплять изображения и любые другие файлы, писать комментарии
  • Собрать всю информацию в таблице — от руки, в MS Excel, Google Docs или другом табличном редакторе
  • Выписать тезисы в блокнот или любой текстовый редактор

На этом этапе важно вынести все, что есть из головы и разделить на подтемы. Так, вам в дальнейшей работе над статьей будет проще найти нужный факт.

Лучше совмещать систематизацию информации с ее сбором, чтобы уменьшить количество потерянной информации.

Шпаргалка:

  • Соберите всю известную информацию в одном месте
  • Сгруппируйте информацию по смыслу

Читайте также: Как написать текст: инструкция для начинающих

Итоги

Мы описали ситуацию «в идеальном мире», к которой нужно стремиться. В реальной жизни авторы порой сталкиваются с полным нежеланием клиента идти на контакт и давать хоть какую-то информацию. С помощью нашего алгоритма вам будет легче собрать всю необходимую информацию, даже если клиент отказывается давать название компании и ссылку на сайт.

Подготовка к работе над текстом не менее важна, чем его написание. Часто тщательный сбор информации занимает даже больше времени.

Источник: статья на Content.Guru Как подготовиться к написанию текста
Больше полезных материалов → ru.content.guru

-6