Подготовка к тексту важна не меньше, чем его написание. Без понимания задачи, вам вряд ли удастся написать текст, который нужен клиенту. Без предварительно сбора информации вы не сможете дать фактов и пользы читателю. Не проанализировав конкурентов и целевую аудиторию, вы упустите важные детали. Ну а без систематизации всей предыдущей информации в голове образуется каша из отдельных фактов, которые довольно сложно выстроить в хороший текст.
Это руководство подойдет для тех, кто только начинает писать тексты на заказ.
Шаг 1: Понять задачу
Прежде чем приступать к работе над текстом, разберитесь, для какой цели этот материал нужен клиенту, и как он будет его использовать. Если вы не понимаете, чего и в каком виде от вас хотят, — задавайте уточняющие вопросы клиенту. Делайте это до тех пор, пока полностью не разберетесь в задаче.
Стандартный список вопросов для понимания задачи:
- Какой эффект от публикации текста рассчитывает получить клиент?
- Где планируют опубликовать текст: в рассылке, на сайте компании, в социальных сетях, на сторонних площадках?
- На какую аудиторию должен быть рассчитан текст: тех, кто уже знаком с компанией или новых клиентов?
- Кто типичный клиент или читатель: мужчина или женщина, сколько ему лет, что его интересует и где он работает?
- Что будет с текстом после публикации? Будут ли его как-то рекламировать?
- Какие формальные требования есть к тексту: объем, технические показатели, оформление?
Ответы на некоторые из этих вопросов вы получите сразу — в техническом задании от клиента. Остальные выясните во время обсуждения задачи.
Сергей Король, один из преподавателей курса по копирайтингу в «Нетологии», в своем блоге рекомендует записать результаты этого шага в отдельный документ и согласовать его с клиентом, чтобы избежать проблем в будущем. В нем напишите ответы на вопросы:
- Как я понял задачу
- Как собираюсь ее решать
- Что мне нужно, чтобы ее решить
- Сколько времени это у меня займет
- Сколько это будет стоить
Не всегда клиент соглашается отвечать на большое количество уточняющих вопросов и согласовывать документ с пониманием задачи. На биржах и сайтах фриланса это скорее исключение из правил, чем регулярная практика.
До начала работы полезно составить понимание задачи хотя бы для себя — чтобы понять, сможете ли вы выполнить задание.
Шпаргалка
- Убедитесь, что правильно поняли задачу, чтобы потом не пришлось переделывать
- Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно
- Зафиксируйте понимание задачи в отдельном документе и согласуйте его с клиентом
Шаг 2: Собрать информацию о продукте или по теме текста
Для рекламных текстов (например, лендингов или коммерческих предложений) нужно собирать информацию
О компании:
- Сфера деятельности
- Отличия от конкурентов
- Особенности работы
- Ценности и миссия
- Кто из сотрудников контактирует с конечным потребителем
О продукте:
- Что это за продукт
- Для чего он нужен клиенту
- Какие от него ожидания и выгоды
- Характеристики
- Отличия от аналогов и продуктов конкурентов
- Сопутствующие услуги
Для информационных текстов (например, статей в блог компании) нужно изучить всю доступную информацию по теме будущего материала:
- Первоисточники — официальные сайты, доклады, книги, журналы, блоги компаний. Например, если вы пишете обзор какого-то сервиса, изучите официальный сайт разработчика.
- Существующие публикации на клиентском сайте и в его соцсетях — чтобы не повторяться с уже существующими материалами и почерпнуть интересную информацию.
- Тексты по теме у конкурентов — чтобы сделать лучше, чем у них.
- Нормативную документацию — чтобы не допускать фактологических ошибок.
Начинать сбор информации лучше с изучения сайта и других информационных площадок (блогов на ресурсах вроде Хабрахабра и социальных сетей) клиента. С них вы сможете почерпнуть:
- Интересные факты о работе: скидки, акции, историю компании, кейсы
- Стиль текста: в каком тоне написаны публикации на сайте, как обращаются к читателю — на «ты» или на «вы», используют ли сленговые выражения
- Информацию о существующих публикациях, чтобы не повторять их (актуально для статей в блог)
Уточните у клиента, насколько актуальна информация, размещенная на его сайте. Если использовать устаревшие данные, придется переписывать текст.
Если собранной информации достаточно, можно переходить к другим источникам — форумам, видео на ютубе, отраслевым журналам, книгам.
Но иногда может потребоваться интервью с клиентом. Чтобы ничего не упустить, заранее подготовьте к интервью список вопросов. Для получения максимально полных и корректных ответов, задавайте правильные вопросы:
- Лаконичные (не более 2–3 предложений в одном вопросе) — чтобы не запутать собеседника
- Открытые (те, на которые нельзя ответить «да/нет») — дают больше шансов получить какую-то важную упущенную информацию.
Читайте также: Как брать интервью и экспертные комментарии
Эффективнее проводить интервью устно — вы сможете задать уточняющие вопросы, если услышите какой-то интересный и нужный факт. Чтобы ничего не потерялось, записывайте общение в аудиофайл. Также это поможет избежать разногласий в дальнейшем, если клиент начнет отказываться от своих слов.
Важно! Предупредите собеседника, что вы будете записывать ваш разговор. Это поможет избежать конфликтов и обид в дальнейшем сотрудничестве.
- Для личных встреч подойдет стандартный диктофон на смартфоне
- Для записи разговоров в скайпе, мессенджерах и по телефону есть много разных программ — MP3 Skype Recorder, Call Recorder Skype & Viber и подобные
Шпаргалка:
- Соберите информацию о продукте и компании
- Изучайте первоисточники, клиентские площадки
- Ищите идеи на форумах, информационных сайтах по теме и смежных отраслях
- Если не хватает информации — попросите клиента об интервью
- Сохраняйте всю информацию в виде скриншотов, записей разговоров и заметок
Шаг 3. Проанализировать конкурентов
После анализа клиентских площадок и интервью с клиентом, переходите к исследованию конкурентов. Узнать список конкурентов можно непосредственно у клиента или найти их самому — по ключевым словам через поиск.
О конкурентах нужно узнать:
- Что они предлагают
- Чем их предложение отличается от вашего и что есть общего
- Кто у них покупает
- Какие есть интересные предложения, дополнительные услуги, бонусы и «фишки» на сайтах
Надежда Богданова, которая специализируется на написании текстов для лендингов, на своих вебинарах рекомендует во время сбора информации посмотреть 50–100 сайтов прямых конкурентов и компаний, занимающихся такой же деятельностью в других регионах.
Например, вы собираете информацию для магазина швейной фурнитуры в Москве. Оправдано будет изучить не только московских конкурентов, а и такие же белорусские, украинские магазины. На их сайтах вы, возможно, найдете интересные мысли, которые можно использовать при написании текста или какую-нибудь уникальную информацию.
Сохраняйте в виде скриншотов все интересные «фишки» и сильные ходы. Если ниша узкая и конкурентов мало, можно поискать идеи и примеры в смежных тематиках.
Мы подготовили гугл-таблицу для фиксирования результатов анализа конкурентов. Сделайте ее копию на свой диск, чтобы открылась возможность вносить изменения.
Нажмите на скриншот, чтобы скачать таблицу:
Шпаргалка:
- Проанализируйте сайты и предложения конкурентов
- Сохраняйте интересные идеи
- Если конкурентов недостаточно — ищите примеры в смежных тематиках
Шаг 4. Собрать информацию о целевой аудитории
Для написания текста о будущих читателях (целевой аудитории) нужно узнать:
- Кто уже покупает этот продукт
- Кого компания хочет сделать своими клиентами
- Чем они занимаются
- Что их беспокоит
- Как они привыкли проводить свое время
- Почему покупают этот продукт или у этой компании
- Для чего они его используют
- Знакомы ли они уже с товаром и компанией
- Какие у них есть проблемы, которые может решить продукт
- Что их останавливает или отпугивает от покупки, какие возражения
Искать целевую аудиторию можно в тематических группах социальных сетей и на профильных форумах. Также много интересной информации вам смогут дать те сотрудники, что общаются напрямую с клиентами — тех. поддержка, операторы колл-центра, менеджеры по продажам.
Форумы можно найти через поиск или в каталогах сайтов (например, в «Яндекс.Каталоге»). Чем больше форумов вы исследуете, тем больше информации и интересных нюансов удастся найти.
Если на форумах нет нужных вам веток обсуждения, создайте свою. Но помните, что на форумах все друг друга уже знают и не всегда лояльно относятся к новичкам. Поэтому не пытайтесь выглядеть профи в своем вопросе. Так вас очень быстро раскусят, и вместо ценной информации вы получите конфликт. Будьте немного простоватым новичком, так удастся собрать больше мнений и советов.
Этот же алгоритм повторите при изучении социальных сетей. Чтобы посмотреть, как ведет себя целевая аудитория в реальных условиях читайте обсуждения, вроде «Отзывы», «Жалобы и предложения» и схожие, комментарии под постами на стене в клиентских и конкурентных группах.
Если целевую аудиторию можно объединить по общему признаку — профессии, статусу, увлечению — поищите некоммерческие тематические сообщества.
Например, ваша целевая аудитория — учителя. Узнать об их болях и ожиданиях можно в пабликах вроде «Подслушано у учителей» и подобных. Ищите нужные вам темы через поиск по сообществу или создавайте свои.
Если вы по какому-либо признаку относите себя к целевой аудитории текста, все равно не пропускайте этот шаг. Помните, что вы можете быть лишь частным случаем из большой выборки.
Этап анализа целевой аудитории пропускайте только в одном случае: если вы пишете уже не первый текст для этого клиента. Например, если вы готовите 20 статей об email-рассылках для одного блога, провести полный анализ будущих читателей можно только один раз, а дальше только добирать недостающую информацию.
Шпаргалка
- Ищите целевую аудиторию на профильных и околотематических форумах или в социальных сетях
- Если нужной ветки обсуждения нет — создайте её
- Просматривайте комментарии на страницах конкурентов в социальных сетях
Шаг 5: Систематизировать собранную информацию
Когда вся информация собрана, пора ее систематизировать. Если пропустить этот этап, можно упустить важную деталь.
Есть несколько способов систематизировать информацию:
- Составить интеллектуальную карту текста — в онлайн-сервисах, десктопных программах или от руки
- Записать все данные тезисно на отдельные карточки — стикеры, картонные или на доске в Трелло, разделить их по темам
- Собрать всю информацию в таблице — от руки, в MS Excel, Google Docs или другом табличном редакторе
- Выписать тезисы в блокнот или любой текстовый редактор
На этом этапе важно вынести все, что есть из головы и разделить на подтемы. Так, вам в дальнейшей работе над статьей будет проще найти нужный факт.
Лучше совмещать систематизацию информации с ее сбором, чтобы уменьшить количество потерянной информации.
Шпаргалка:
- Соберите всю известную информацию в одном месте
- Сгруппируйте информацию по смыслу
Читайте также: Как написать текст: инструкция для начинающих
Итоги
Мы описали ситуацию «в идеальном мире», к которой нужно стремиться. В реальной жизни авторы порой сталкиваются с полным нежеланием клиента идти на контакт и давать хоть какую-то информацию. С помощью нашего алгоритма вам будет легче собрать всю необходимую информацию, даже если клиент отказывается давать название компании и ссылку на сайт.
Подготовка к работе над текстом не менее важна, чем его написание. Часто тщательный сбор информации занимает даже больше времени.
Источник: статья на Content.Guru Как подготовиться к написанию текста
Больше полезных материалов → ru.content.guru