Найти тему

Пост-медитация 002. Три необходимые и достаточные категории из “картины мира” человека, обеспечивающие эффективное развитие биз

Цитировать:

Долгоруков А.М. Яндекс Дзен. Пост-медитация 002. Школа Социального Дизайна , 2018. orcid.org/0000-0003-1798-0343

В пост-медитации 001 я писал:Эффективность мышления и вытекающая из него продуктивность в действиях зависят от:

- Картина Мира (первостепенное основание).

- Метамодели Деятельности( второстепеное основание)

Набора Фирменных и Собственных Инструментов для бизнеса (третьестепенное основание).

В этой пост-медитации речь идет о Картине Мира

Социальный Дизайн - технология развития бизнеса - развивается на “платформе” антропо-социо-культурной парадигмы инновационной социологии (П.А. Сорокин, Н.И. Лапин).

Это означает, что трех категорий (человек, культура, структура )достаточно для успешного представления бизнес-деятельности в виде эффективных динамических систем.

Вместе с тем, ни одну из этих категорий нельзя “выбросить” из мировозрения бизнесмена без потери качества его представлений о том, чем он пытается управлять и что намерен развивать ( 1)

Обратите внимание! (пост-медитация 001)

Подавляющее число западных методик развития бизнеса построены на “двумерной методологии”, сводя методические разработки к двум из выше названных категрий. С моей точки зрения (для 21 века) - это “тупиковая методология”.

Ниже, представлены кратко три важные категории для разработки методик, алгоритмов и инструментов развития бизнеса

Человек – основание и конечная цель изменений

Тот факт, что отдельный человек способен изменяться быстрее, нежели организация или культура, не должен вести к ложному выводу о том, что человека изменить проще, чем социальную систему. Даже отдельный человек – это микрокосм – сложнейшая система. Если, например, попытка изменить человека исходит извне и не связанна с его устойчивым мотивом и ценностями, вся «затея» с такими изменениями может бесславно провалиться.

Тогда как совпадение структуры мотивации и ценностей человека и организационных нововведений «творят чудо» - человек преображается на глазах. Люди должны понимать и в основном принимать смысл организационных преобразований, а для этого они должны изменяться сами.

Самое простое – изменять багаж познаний людей. Люди достаточно легко усваивают информацию, если это не «угрожает их «Я-концепции», позиции в организации и личным интересам.

Несколько медленнее идет освоение новых задач, новых методов работы и норм ведения дел. Однако для нормального протекания всех этих изменений есть весьма эффективное «снадобье» - изменяться должны “все” в организации.

Если эта “аксиома” не выполняется, например, руководство организации пытается изменить людей, отказывая себе в этом удовольствии, издержки по проведению организационных изменений становятся огромными.

Приобретенные человеком знания, а также совпадение позиции человека и его интересов с проводимыми в организации изменениями благотворно влияют на его индивидуальное поведение.

Способность каждого отдельного человека к позитивным («осмысленным») изменениям находится также в большой зависимости от той культурной среды в которой он вырос и сформировался. Так что культура влияет на способности человека к развитию в двух своих проявлениях: в виде культуры этноса (общества) в котором сформировался человек, и в виде организационной культуры, которая оказывает непосредственное влияние на его установки в конкретных ситуациях обучения.

Культура – это «мягкое программирование человеческого разума»

Работая в организации, человек погружается в ее культурную реальность:

Символы – слова, вещи и жесты, которым в этой организации придается особое значение. Символы проявляются во внешнем виде сотрудников и в их слэнге, интерьере офисов и рабочих помещений; «героях», которых боготворят сотрудники данной организации; организационных мифах, которые повторяются из уст в уста.

Ценности, культивируемые в организации – не подлежащие обсуждению для большинства сотрудников представления о высших ценностях: истине, любви, красоте и свободе. Интерпретации этих высших ценностей (неважно, осознают это люди или нет) служат «последними основаниями» по которым они различают: добро и зло; хорошо сделанную работу и плохо; предательство коллеги и поддержку в трудной ситуации; приличное и не приличное поведение руководства.

Глубоко усвоенные («интернализированные») способы деятельности сотрудников, составляющих ядро организации. Документооборот в организации и способы проведения праздников; интеллектуальные ритуалы и «вольности» допустимые (не осуждаемые большинством) на каждом уровне иерархии, все это элементы сложившейся организационной культуры.

Обобщения, важные в отношении организационной культуры:

1. Культура пластична, но она с трудом поддается «перепроектированию. Здесь уместнее метафора выращивания, а не конструирования.

2. Принимаясь за преобразование организации, мы должны понимать, что она уже обладает определенной культурой, которая может не совпадать с нашими целями и планами преобразования.

2. Если в связи с преобразованиями необходима иная культура, необходимо посадить ростки новой культуры, это потребует длительного периода и специальных компетенций.

Организация – это суперструктура

Изменение организации – это изменение или появление новых организационных структур; постановка новых стратегических целей и вытекающих из них новых функций; возникновение новых позиций и интересов у старых и новых групп влияния, которые необходимо уметь “вычислять”.

Важно усвоить, что мы говорим не только и не столько о зримых структурах организации – иерархии соподчинения людей и подразделений, информационных потоков, утвержденных руководством и отраженных в положениях и диаграммах. Все эти структуры лежат на поверхности и мало влияют на судьбу организации и никому не известно, зачем о них так много написано в учебниках по менеджменту.

Мы же говорим о “незримых”, но крайне важных структурах, которые пронизывают организации даже вновь созданные, поскольку люди «приносят» их с собой.

Что же это за структуры?

Согласно методологии социального дизайна, мы представим структуру организации в виде суперструктуры, которая, как «русская матрешка» содержит в себе несколько взаимно пересекающихся и взаимовлияющих структур:

Формальная структура.

Структура мотивации.

Структура власти.

Структура карьеры.

Структура организационных решений.

Выстраивание этих структур в единную систему, представляющую собой суперпозицию этих и других структур, великое искусство.

В Школе Социального Дизайна мы обучаем этому.

В последующих пост-медитациях я расскажу об этом подробее.

Это важно! Для эффективного дизайна организаций мы должны хорошо разбираться в социальных отношениях, которые определяют многие социальные структуры или вытекают из них.

Нам важно выделить среди них:
(А)
Инструментальные отношения (цель которых лежит за пределами этих отношений).
(В)
Автотелические отношения (имеющие цель в самих себе).

Инструментальные отношения рассматриваются людьми как способ получения какой-то выгоды, тогда как сами эти отношения не представляют для людей самостоятельной ценности. Это акты купли-продажи, прием на работу, аренда зданий и т.п. Мы вступаем в эти отношения не ради их самих, а ради какой-то иной цели.

Автотелические отношения имеют для человека ценность сами по себе. Это игры, приятельские встречи, общение в кругу семьи, прогулки с любимыми и т.д.

Социологи считают, что в автотелических отношениях проявляется родовая (глубокая) сущность человеческих существ – тенденция, вырывающая человека из животного состояния.

Граница между автотелическими и утилитарными отношениями не является четкой, она весьма подвижна и размыта. Человек, который не научился правильно проводить эту границу и достаточно часто ее переопределять не может быть эффективным в своих отношениях с людьми, не может быть хорошим руководителем или бизнесменом.

Западная организационная культура придает большее значение утилитарным отношениям, в восточной культуре больше ценятся автотелические отношения.

Хорошая организация – это организация, в которой есть и инструментальные и автотелические отношения.

Дизайн эффективных организаций – это великая тайна и повседневность одновременно! Я желаю всем нам удачи на этом великом в своей неизбежности Пути!

Следите за дыханием.

Все хорошо! А.М. Долгоруков

Посмотреть/почитать: socialdesign-school.com

1. Долгоруков А.М. От замысла к действию: Стратегическое управление. М.: МК «ДИСКУРС», 2011