3
Для того, чтобы жить поистине, человеку нужно обязательно иметь истинного друга. Обычные друзья делают нашу жизнь обычной, приземлённой и, порой, бессмысленной, в то время как истинный друг возвышает её до Небес, делая нас угодными Богу и необходимыми для Вечности.
Обычные друзья готовы нас использовать, когда мы им выгодны, и — избавиться от нас, когда мы им мешаем. Истинный же друг — всегда друг наших добродетелей и — враг наших пороков. Только такая дружба и только такая вражда при нашей сознательности, понимании и благодарности могут принести нам подлинное благо.
«Пусть наказывает меня праведник — это милость, пусть обличает меня — это лучший елей, который не повредит голове моей». — Истинный друг всегда говорит нам истину о нас. Ложные друзья или льстят нам или клевещут на нас. Даже если истинный друг сегодня не знает истины о нас, то он всегда стремится и может потратить всю свою жизнь на то, чтобы её узнать, потому что понимает, что только истина о нас будет для нас спасительна. Ложные же друзья, даже зная истину о нас, могут только скрывать её, искажать или извращать ради своих интересов.
Истинный друг честно и без утайки открывает нам наши достоинства и наши изъяны, потому что знает, что в первых — наше спасение, а во вторых — наша гибель, если ни о тех, ни о других мы не желаем знать. Ложные же друзья помалкивают и о наших изъянах и о наших достоинствах, тайно используя и те и другие ради своих выгод.
Истинный друг по большей части нам всё время что-то запрещает и, причиняя нам боль, не щадит нас ради нас. Ложные же друзья по большей части нам потакают, а если и запрещают и ранят и не щадят, то только ради себя.
Истинный друг готов потерять нас ради нас, потеряв и все преимущества общения с нами, но никогда не превратится в ложного друга. Ложный же друг цепляется за нас до последнего в ущерб нам.
Истинный друг терпит нас для нас. Он готов сносить от нас и подозрения, и обиды, и оскорбления ради того, чтобы иметь возможность хоть когда-нибудь и чем-нибудь помочь нам, и будет до конца жизни нести на себе клеймо врага и тайно страдать от невозможности нам помочь. Ложный друг терпит нас для себя, и только до тех пор, пока мы помогаем ему осуществлять его планы и замыслы.
Истинный друг откажется и от доброй славы, и от хорошего мнения о нём и от любых выгод, только бы не изменить любви к нам. Ложный друг не может отказаться от всего этого, потому что добрая слава, поддержка людей и всевозможные выгоды — цель его жизни.
Истинный друг — это тот, кто, познакомившись с нами, но осознав своё несовершенство в понимании и чувствовании Божественной Воли, обязательно надолго покинет нас и будет отсутствовать столько времени, сколько ему необходимо для полного слияния с Богом ради истинного благотворения всему живому. Он никогда не станет требовать от нас быть лучшими, пока сам не станет лучше нас. Он никогда не будет призывать нас к честности, пока сам не станет честен, как Бог.
Истинный друг — это тот, кто подтягивает нас к своим добродетелям, а не опускается до наших пороков.
Истинный друг — это тот, кто не щадя своей земной, мирской и душевной жизни, расстаётся с своеволием, привычками, мечтами, надеждами, восторгами, страхами, желаниями, общением, удобствами, даже с невинными радостями для того, чтобы никто и ничто не помешало ему быть истинным другом для всех. На собственном опыте он познаёт, что корыстная привязанность к кому-то одному делает его предателем всех остальных.
Истинный друг никогда не смотрит на нас с мыслями о своей корысти. Он всегда смотрит на нас только с вопросом: «Чéм он может быть нам полезен ?», — и пребывать с нами рядом он будет только до тех пор, пока будет нам полезен, а не пока мы будем утешать или радовать его. Если польза, которую он нам приносит, исчерпана, или мы не способны её принимать, он уходит. Но он приходит и уходит из нашей жизни только ради нас, а не ради себя.
Познать истинного друга за короткое время невозможно так же, как невозможно за несколько дней переплыть океан, на это нужны годы — годы веры, надежды и любви, непрерывной борьбы с сомнениями, подозрениями и страхом. Очень легко устами сказать: «Ты — настоящий друг», — очень трудно заставить всё своё существо подтверждать это на деле каждый день.
Дружбу истинного друга может принять только другая истинная душа. Людям же, для которых дружба есть лишь средство достижения их выгод, истинный друг представляется врагом, и это действительно так, потому что истинный друг — всегда враг наших тленных выгод и извращённого себялюбия, наших упрямых заблуждений, трусливой животности, надменной ограниченности и гордости всем этим достоянием.
«Кто нашёл друга — тот нашёл сокровище». — Но мы знаем большее: кто нашёл друга, тот нашёл Бога, потому что только Бог, вселившийся в послушную Ему душу, может быть нашим подлинным Сокровищем, нашим истинным Благодетелем и безупречным Другом. Он редко может прийти к нам в образе великого человека, потому что большинство людей не умеют ходить ровно и падают или в яму идолопоклонства или в пропасть страха перед дьяволом, и потому Он приходит к нам через многих и разных людей, обстоятельства, события, предметы, тайком и исподволь, и, как отвергнутый отец, стремится передать Своим детям хоть капельки блага, хоть крупицы истинного добра и вечной любви.
Отличить истинного друга от ложного не может тот, кто любит себя больше других. Ибо первый будет казаться ему врагом, а второй — другом. Лишь когда человек становится на путь большей любви к другим, чем к себе, он обретает способность различать всё истинное от всего ложного.