Иногда трудозатраты фрилансеров на проекты не окупаются. Например, приходится бесконечно вносить правки, переделывать работу с нуля или заказчик вовсе отказывается платить. У таких проектов есть тревожные симптомы, по которым их можно распознать практически сразу.
Вы не поняли, чего хочет заказчик
Перед тем как приступать к работе, у вас должно быть четкое ТЗ или заполненный клиентом бриф. Если заказчик не может сформулировать задание или ответить на вопросы брифа, помогите ему с этим. Задавайте наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли вы его поняли, чтобы прийти к общему пониманию задачи. Для этого:
Выясните подробности задачи. Спросите, почему решили написать такой текст, где его будут размещать, как пользователи будут его находить, кто целевая аудитория, какая цель — пиар, продажи, обзор новинки и т. д. Есть большая вероятность, что в процессе такого обсуждения вы с заказчиком придете к общему пониманию.
— У нас строительная компания, нам нужен сторителлинг.
— Хорошо, а почему именно сторителлинг?
— Ну наш маркетолог сказал, что это работает лучше, чем продажи в лоб. У нас уже есть лендинг и продажи через сайт, но мы хотим больше продаж.
— А где планируете размещать? В соцсетях?
— Нет, с соцсетями пробовали работать, туго идет. Маркетолог что-то говорил про внешние площадки, чтобы о нас больше людей узнало.
— Ясно. На внешних площадках можно разместить историю успеха компании. Рассказать об этапах развития, как начинали и добились роста, через что прошли. Так сможем хорошо раскрыть преимущества компании. Что скажете?
— Думаю, это то, что нужно, приступайте.
Задавайте уточняющие вопросы. Объясните заказчику, как вы поняли задачу, уточните, все ли верно. Делайте это до тех пор, пока не придете к согласию.
— Нужно небольшое описание.
— Иван Иванович, я правильно понял, описание должно быть на несколько предложений?
— Нет, надо подробное.
— Как статья или промо-страница?
— Нет, это сильно длинно.
— Чтобы умещалось на один экран без прокрутки?
— Да, вот такое.
Попросите примеры. У заказчика могут быть примеры того, что он хочет видеть. Например, понравился лендинг у конкурентов или на его сайте уже есть хорошая статья, которая приносит много трафика, и нужно что-то подобное.
Поищите примеры сами. Посмотрите сайты похожей тематики, найдите тексты, которые могут попадать под требования заказчика. Покажите их клиенту, уточните, так ли должно быть на выходе.
Если после брифа, ваших вопросов и примеров понимания так и не появилось — откажитесь от проекта. Потому что от такой работы плохо будет всем: заказчик не получит, что хочет, вы потратите время на работу и правки, а в итоге все равно не дадите нужного результата.
Заказчик предлагает сомнительные схемы оплаты
Есть 3 варианта нормальной, прозрачной оплаты:
- Вы называете цену — клиент на нее соглашается или ищет другого исполнителя
- Вам называют сумму — вы беретесь за работу или отказываетесь
- Вы торгуетесь с клиентом, пока не придете к такой цене, которая устраивает обоих
Но иногда предлагают другие условия оплаты, соглашаясь на которые вы рискуете.
Неоплачиваемое тестовое задание. Начинающий специалист без портфолио может согласиться на неоплачиваемое тестовое. Это шанс показать свою профпригодность, получить опыт и, возможно, работу.
Опытных авторов заказчики оценивают по портфолио и презентации своих навыков: как исполнитель ведет переписку, какие задает вопросы и так далее. Выполнять тестовое задание в этом случае нет смысла. Если заказчик настаивает на бесплатном тестовом, вы можете зря потратить время, поэтому от такого проекта лучше отказаться.
Бывает, что у исполнителя есть портфолио, но нет опыта в нужной сфере. Тогда договоритесь на небольшое задание за символическую плату. Так вы попробуете свои силы и покажете заказчику, что справитесь с основной работой.
Вместо оплаты — процент от продаж. Такие предложения обычно сопровождаются «убедительными» доводами: мы платим за результат, так у вас будет стимул лучше работать, отсеиваем непрофессионалов и так далее.
Но автор текста не может гарантировать продажи. Если вы сделали свою работу хорошо, но специалист по контекстной рекламе неверно настроил кампанию, продажи не пойдут. А еще вы вряд ли сможете проверить результат. Для этого должна быть настроена сквозная аналитика, и клиент должен дать к ней доступ.
Обычно предложение работать за процент от продаж — признак нежелания платить за работу. Исключение — если вам предлагают фиксированную оплату + процент от продаж в качестве премии.
Первое время работать бесплатно, но в будущем получить «плюшки», например, половину прибыли проекта. Скорее всего, это обман.
Иногда крупные компании нанимают исполнителей с постоплатой, например, раз в месяц. Какое-то время автору придется работать без оплаты, но:
- С вами заключают договор
- Вы не будете работать бесплатно — все оплатят, когда придет время расчета
- Крупные компании дорожат репутацией, им невыгодно обманывать исполнителей
Если заказчик — стартапер и не предлагает заключить договор, браться за работу рискованно. Даже если он честен с вами, нет гарантии, что проект окажется прибыльным и ваша работа окупится.
Нет четких сроков
Исполнителю может показаться удачей, если клиент не называет дедлайн по заказу. Но тут есть подвох. Если нет срока, значит, задача не важная, и в ней никто не заинтересован.
Вот что пишет о несрочных задачах редактор Максим Ильяхов:
«Ошибка новичка — обрадоваться, что дело несрочное. Он думает, что несрочно — это значит „много времени“. Можно неторопливо составить понимание задачи, фоном делать работу и получать баблишко. Работа мечты.
Ничего подобного. Ваше первое же согласование зависнет на две недели, и вы будете бегать со своим текстом за клиентом: „Ну согласуйте, ну пожалуйста“. А потом „ну заплатите, ну пожалуйста“. А потом „ну пусть программисты прикрутят, ну пожалуйста“.
Несрочное — это не „много времени“. Несрочное — значит ненужное.»
Для задачи должен быть повод — выход нового продукта, запуск вебинара на конкретное число, четкий контент-план и так далее. Если повода нет, задача несрочная и ненужная. Значит, некому будет заниматься ее реализацией, заказчик затянет с правками — и в итоге текст может просто улететь «в стол».
Уточняйте у клиентов сроки исполнения задания. Если заказчик заявляет, что задача несрочная, предложите помощь с тем, что срочно.
Наглость, хамство, пренебрежительное отношение
Не допускайте, чтобы к вам относились пренебрежительно или по-хамски. Если заказчик вас не уважает, ждите необоснованной критики вашей работы, завышенных требований и задержек по оплате.
Сомнительный продукт
Если вам предлагают писать текст о сомнительном, некачественном продукте, придется обманывать читателя. Это плохо, и не только с моральной стороны.
Попробуйте хорошо написать о БАДе для похудения, от которого никто не похудел. Придется использовать непроверенные факты, выдумывать преимущества, применять дешевые приемы — все это непрофессионально. А если вы хотите получать крутые проекты и хорошо зарабатывать, нужно быть профессионалом и отказываться от сомнительных заданий.
Как уберечь себя, если симптомы неявные
Не всегда понятно, стоит ли браться за заказ. Хорошие проекты могут казаться подозрительными, а проблемные, наоборот, достойными. В этом случае помогут такие советы.
Работайте по предоплате. Это самый верный способ для фрилансера уберечь себя от неоплаченной работы. Серьезные клиенты нормально реагируют на просьбу перевести предоплату, так как обычно сами работают со своими клиентами по такой схеме.
Если заказчик сомневается, объясните ему, почему вам можно верить. Например, покажите хорошие отзывы о вашей работе на бирже, пообещайте полностью вернуть предоплату, если не справитесь с заданием и так далее.
Заключайте договор. Если вы не оформлены как ИП, предложите заказчику заключить трудовой или гражданско-правовой договор. Риск, что вас обманут, все же есть, но он очень мал.
Читайте также: Как легализовать отношения между фрилансером и заказчиком
Проверьте черные списки работодателей. Сайты со списками по региональным компаниям ищите в поисковиках по запросу «черный список работодателей _нужный город_». В соцсетях есть целые группы с черными списками, а еще практически в каждом сообществе фрилансеров есть обсуждение по этой теме.
Если вас кинул заказчик, тоже напишите отзыв, чтобы предупредить коллег. Но не забудьте прикрепить скрины переписки: если вы называете человека мошенником — докажите это.
Поищите информацию по заказчику через поисковики. Вбейте в Гугле имя и фамилию клиента, его почтовый адрес, ник — так вы можете найти подсказки, стоит ли ему доверять.
Если заказчик — компания, внимательно изучите сайт, поищите отзывы клиентов. Это поможет понять, насколько компания добросовестная.
Изучите профиль заказчика в соцсетях. Если страница фейковая — создана недавно, мало друзей и нет живых фотографий — лучше не связывайтесь. Обычно фейки создают мошенники.
Спросите мнение коллег. Киньте пост с вопросом о заказчике в сообществе фрилансеров в соцсетях. Найдите группы с открытыми комментариями и хорошей активностью и через «Предложить новость» поинтересуйтесь, работал ли кто-нибудь с этим клиентом.
Пользуйтесь сервисами безопасных сделок для фрилансеров. Предложите заказчику зарегистрироваться на одном из сервисов и провести безопасную сделку. Придется заплатить комиссию, но так и заказчик, и исполнитель смогут защитить себя от мошенничества.
Схема работы по безопасной сделке выглядит так:
- Заказчик ставит задание и заводит деньги на сервис
- Исполнитель его выполняет и отправляет на проверку
- Если работа принята, деньги зачисляются исполнителю
- Если исполнитель не справился, деньги остаются у заказчика
- Если заказчик не принял работу, но использовал ее в своих целях, или отказался платить по необъективным причинам, арбитраж сервиса станет на защиту исполнителя и обяжет нечестного клиента заплатить
Где провести безопасную сделку?
- Для копирайтеров — любая биржа копирайтинга, например, eTXT
Источник: статья на Content.Guru От каких проектов лучше отказаться: 5 тревожных симптомов
Больше полезных материалов → ru.content.guru