Найти тему

Новый мир для граждан мира

Оглавление

Материал на сайте

В эпоху растущих глобальных финансовых, экологических и ядерных рисков отождествление себя не только со своей семьей, профессиональным сообществом, этнической группой, регионом и страной, но и с общностью более высокого порядка — человечеством в целом — становится условием, от которого зависит выживание человеческого рода. Однако эта идентичность и патриотизм должны усиливать, а не ослаблять друг друга.

Число граждан мира растет, но не везде

Как показало исследование, проведенное GlobeScan по заказу BBC, число жителей Земли, считающих себя гражданами мира, растет, и в 2016 году оно впервые показало перевес глобальной идентификации (51% опрошенных) над национальной (43%).

Рост числа «граждан мира» происходит в основном за счет развивающихся стран. Так, в Нигерии 73% респондентов согласились с утверждением «Я считаю себя больше гражданином мира, чем гражданином своей страны». Это на 13% больше, чем в 2015 г. В Китае – 71%, прирост на 14%, в Перу – 70%, прирост на 27%, а в Индии – 67%, прирост на 13%.

В развитых странах, наоборот, число «граждан мира» сокращается. Как итог, в Канаде гражданами мира себя считают 54% опрошенных, в Великобритании – 47%, в США – 43%, а в Германии – лишь 30%. В России число «граждан мира» и вовсе составило 24%.

Данные по странам, в которых такой опрос проводится регулярно с 2001 по 2016 гг., показывают, что рост глобальной идентификации в развивающихся странах и ее снижение в развитых – устойчивые тенденции последних 6 лет.

Ученые объясняют это тем, что в развивающихся странах растет включенность в мировую экономику, доступ к информационным ресурсам и мобильность населения. В то время как в индустриально развитых странах это все уже на максимальном уровне, и их больше волнует увеличение потока мигрантов из стран третьего мира и обострение внутренних экономических проблем.

-2

Кто вы: технофил или технофоб? Как примирить различные отношения общества к техническому прогрессу

Условия развития

С точки зрения социальной психологии глобальная идентичность – это способность людей видеть себя частью мирового целого, допускать множественность лингвистических и культурных картин мира, понимать логику отношений господства, борьбы за власть и геополитическое влияние, заботиться о защите прав и благосостояния других людей.

Среди ключевых механизмов формирования глобальной идентичности: конструирование коллективной памяти и коллективного образа будущего (в том числе под влиянием глобальных медиа), формирование кросс-культурной компетентности и участие в деятельности глобальных интернет-сообществ, групповую рефлексию, а также механизмы защиты позитивной идентичности.

Большую роль в формировании мирового гражданства играют глобальные организации – такие как Мировой банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, ООН и ЮНЕСКО.

Значительный вклад в распространение идей мирового гражданства и формирование глобальной идентичности вносят некоммерческие организации.

Однако, наибольшее значение имеет развитие интернета и появление виртуальных социальных сетей. Например, услугами крупнейшей социальной сети, Facebook 24 августа 2015 г. впервые за один день воспользовались более 1 миллиарда жителей земного шара.

Социальные сети способствуют формированию глобальных общественных движений, давая возможность людям быть услышанными и мгновенно объединять усилия. Примером такого глобального движения является Avaaz: созданное в 2007 г. группой активистов, к концу 2017 г. движение объединило 46 миллионов человек в 195 странах.

Перед лицом массовых угроз и в чрезвычайных ситуациях подобные интернет-сообщества берут на себя роль цифровых волонтеров, выполняя целый ряд функций – информирования и координации, поиска решений, социальной и эмоциональной поддержки.

По крайней мере, это сообщество даже оказалось на грани кибербунта.

-3

Перспективы мирового кибербунта — иллюстрированная версия доклада Жульена Носетти и Елены Черненко, а также интервью с одним из его авторов

Космополитический этноцентризм

Рост глобальной идентичности во многом связан и с тем, что сегодня он все меньше противоречит национальной повестке, и все чаще дополняет её.

Национальные государства предпринимают собственные попытки формулирования глобалистской «повестки дня». Постепенно появляется множество космополитических проектов, имеющих одновременно и региональную, и национальную специфику.

Космополитизм становится следствием защиты национально-ориентированных геополитических интересов, и это постепенно освобождается от негативных оценок. Оно все чаще осмысляется не как подмена национализма, а как открытость другому культурному опыту, когда глобальное и локальное рассматриваются как дополняющие друг друга принципы.

Кроме того, проведенные исследования показывают, что даже при наличии социального представления о человечестве как едином целом, мы сравниваем другие народы с прототипом «человека», близким к своей этнической группе. Например, немцы и греки, представляя себе человечество, склонны думать о европейцах, а не о жителях Африки или Азии. Такой неосознаваемый этноцентризм в представлениях о человечестве сильно корректирует глобальную информационную повестку.

Конкуренция глобальных проектов

Важным фактором формирования представлений о будущем является глобализация временной перспективы: благодаря системе образования, традиционным и электронным СМИ, жизненный мир человека расширился до пределов земного шара.

Выход человека в космос, развитие информационных технологий, повышение мобильности и рост числа мигрантов дали возможность гражданам различных государств лучше осознать ограниченность мировых ресурсов, взаимозависимость государств перед лицом глобальных проблем.

Но это не значит, что все космополитические проекты соответствуют декларируемым ценностям европейской гуманистической традиции. Например, запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» придерживается противоположных геополитических амбиций.

-4

Глобальная элита принимает вызов Трампа. Битва начинается

Глобальная религия и локальный этнос

Как показал опрос российской молодежи, глобальная идентичность связана с позитивными базовыми убеждениями личности (убеждение в доброте людей, в неслучайности происходящего в мире), озабоченностью глобальными рисками, религиозностью, убеждением в способности определять свою судьбу, а также ориентацией на гедонистическое настоящее, предполагающей общение с друзьями.

Исследование также показало, что готовность отождествлять себя с человечеством определяется в первую очередь гражданской, культурной и религиозной идентичностью. В то же время, этническая идентификация, наоборот, ослабляет глобальную идентичность.

Единый цифровой мир

Исследование, проведенное среди руководителей российских IT-компаний, показало, что интенсивность международных контактов повышает готовность личности идентифицировать себя с гражданами мира и оценку возможности влиять своими поступками на жизнь жителей других стран.

-5

«Цифровой тоталитаризм» против «здравого смысла»: за чем будущее? Технологии big data вскоре могут сделать антиутопии реальностью. Если, конечно, человечество не будет сопротивляться

Опрос участников межрегиональной форсайт-навигации в 2017 г. дал основания считать, что глобальная идентификация совсем не обязательно связана с чувством «безродности», пренебрежением к Родине и своему народу. Переживание личностью своей принадлежности к россиянам и гордость за свою страну являются условиями готовности отождествлять себя с человечеством.

Исследования также дают основания полагать, что в ряде случаев глобальная идентификация может выполнять функцию компенсаторного механизма, защищающего позитивную идентичность личности при негативной оценке собственного прошлого и неверии в возможность повлиять на происходящее в стране. Условием реализации данного механизма являются наличие генерализованного доверия людям, а также внутригруппового доверия при совместной деятельности.

Вынужденное будущее

Глобальная идентификация – это еще и один из механизмов конструктивного совладания с изменениями и неопределенностью, тем более что мир вступил в очередной период обострения международных отношений, ослабления ООН и борьбы геополитических блоков стран.

Ученые говорят, что если не будет «войны», то в отдаленной перспективе маятник снова качнется в сторону глобальной интеграции, правда, уже вынужденной, а не добровольной. А если так, то мы все равно придем к развитию космополитичной идентичности, пройдя через укрепление привычной гражданской.

Поэтому можно согласиться с социологами, которые считают, что возникшая глобальная идентичность является механизмом адаптации человечества к новым условиям развития мира, и уже необходимым условием разрешения глобальных проблем и ответа человечества на угрозы XXI века.

Материал подготовлен на основе материалов дискуссии «Глобальная идентичность как социально-психологический феномен: теоретико-эмпирическое обоснование» (Т.А. Нестик, 2017)

Читайте также:

Обсуждая будущее, мы запускаем механизм самосбывающихся прогнозов. Социологические исследования говорят о том, что у россиян короткий горизонт планирования. Тимофей Нестик — о том, зачем нужны разговоры о будущем