В СМИ все чаще начали появляться сообщения американских представителей о скорой активизации действий военного контингента США в Афганистане. А именно о планируемой переброске резервов армии США из Ирака в Исламскую Республику Афганистан. В НАТО берут на себя обязательства отправить дополнительные резервы в Афганистан в ближайшее время. Также президент Дональд Трамп объявил о намерении потратить 5 млрд. долларов на афганскую операцию в 2018 году. Другими словами, США и НАТО в течение нескольких месяцев заметно увеличат численность своего контингента в Афганистане и его боевую активность.
Эти перемены обернутся дополнительной нагрузкой для служб снабжения и тыла сил США и НАТО в Афганистане. Сейчас снабжение западного контингента в ИРА происходит с помощью авиаперевозок и через «пакистанский транзит».
Но такой способ транзита вскоре может оказаться под угрозой. Если в соответствии со стратегией Трампа в отношении Пакистана будет введен режим санкций, то Исламабад, скорее всего, в качестве ответной меры закроет транзит грузов для западной группировки в Афганистане.
Остановка работы «пакистанского транзита» может сорвать планируемый натиск против талибов и боевиков ИГ. В связи с этим в Пентагоне ведется разработка альтернативного плана доставки грузов в страну.
В сложившейся ситуации единственным доступным для США и НАТО альтернативным маршрутом поставок становится коридор Азербайджан – Казахстан – Узбекистан – Афганистан.
Запуск нового транспортного коридора требует согласования с президентами Казахстана и Узбекистана. Судя по интенсивным контактам в последние месяцы узбекского лидера Шавката Мерзиеева с президентом Афганистана Ашрафом Гани, проблем с организацией перевозок по территории Узбекистана у США и НАТО не возникнет. Недавний легкий прессинг в отношении Астаны (заморозка американским банком более 22 млрд долларов Национального фонда Казахстана) был купирован визитом казахского президента Нурсултана Назарбаева в Вашингтон, где он встретился с Дональдом Трампом. Сразу после этого арест активов Национального фонда Казахстана был снят, а сам Назарбаев, вернувшись домой, заявил журналистам, что «наш регион должен поддержать работу Соединенных Штатов в этом направлении (борьбу с терроризмом в Афганистане), потому что это для нас очень важно». Все это позволяет предположить, что Казахстан не только не станет препятствовать возможным планам организации транзита через свою территорию грузов США и НАТО в ИРА, но и примет в проекте самое активное участие.
Кроме того, недавно высшие узбекские и казахстанские военные посещали Афганистан для участия в региональной конференции по вопросам военного сотрудничества «в рамках борьбы с общими угрозами безопасности». Где были обсуждены вопросы борьбы с терроризмом и развития экономического сотрудничества между нашими тремя странами». Также в Кабуле с узбекским и казахским военачальниками встретились командующие силами США и НАТО в Афганистане.
Но у всего этого плана есть одна большая проблема – губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур. В связи с подготовкой вероятного запуска американцами проекта новой «северной сети поставок» в ИРА, в самом Афганистане обострился конфликт между президентом Ашрафом Гани и губернатором провинции Балх Атта Мохаммад Нуром. Конечно, этот конфликт существует достаточно давно и обусловлен он, прежде всего, внутриполитическими причинами. Однако его резкое обострение в последнее время может быть также связано с необходимостью усиления контроля над портом Хайратон со стороны центрального правительства – главного западного партнера в Афганистане. Нур имеет репутацию слишком независимого политика, рассматривающего региональные страны как возможным союзником в противостоянии с командой Ашрафа Гани. Очевидно, что для спокойного функционирования «северного транспортного коридора», американцам нужен на посту губернатора Балха, единственной афганской провинции, граничащей с Узбекистаном, полностью подконтрольный и абсолютно надежный человек. Возможно, именно поэтому американские представители открыто поддерживают президента Гани в конфликте с Нуром и выступают за его «оперативную» отставку.