Несмотря на то, что фотография в наше время утвердила себя в качестве самостоятельного медиума, её часто продолжают сравнивать с живописью. Не в пользу фотографии говорят, что всё её искусство сводится к тому, чтобы «просто нажать на кнопку». Но работа фотографа, в зависимости от его метода и идеи, нередко предполагает значительную предварительную подготовку того, что находится перед камерой, к съемке, вплоть до создания сложных многомерных объектов.
В проекте швейцарско-голландской художницы Манон Вертенброк (Manon Wertenbroek) «Тандем» («Tandem») мы видим яркие графичные портреты молодого человека. Его образ вписан в сконструированные интерьеры, для создания которых автор использует такие живописные и скульптурные элементы, как глина, бумага и красящие пигменты.
На одном из изображений силуэт юноши окружают цифры, он встроен в фон, образованный распечатанными и наклеенными на белую стену математическими графиками и уравнениями. Композицию уравновешивают черные круги, которые не только вырезаны из бумаги, но также получаются из черных лампочек и окрашенного картофеля. Из-за равномерного освещения конечное изображение воспринимается абсолютно плоским.
В работе с светлой рамкой на бело-желтом фоне по телу модели проходят тонкие черные полосы, а по центру кадра — широкая розовая вертикальная полоса. Глубина и перспектива исчезают, а фигура, орнамент и цветные блоки образуют единую двумерную композицию. Вертенброк признается, что вдохновлялась картинами Фернана Леже, Пабло Пикассо и, главным образом, Анри Матисса. Но подчеркивает, что именно фотография, благодаря своему свойству представлять объемное плоским, делает ее работу завершенной, придавая хрупким скульптурам двумерность.
Работа над проектом была совместной художественной практикой с братом автора, и получила название «Тандем». Название говорит о том, что задача Вертенброк заключалась вовсе не в том, чтобы расположить предметы перед объективом нужным образом. Прежде всего, она пыталась хотя бы на время найти общий язык с близким человеком, что оказалось не так просто.
По словам художницы, в детстве их с братом связывали дружеские отношения, но они разладились в более позднем возрасте. «Когда я делаю фотографию и распечатываю ее, это означает завершение какого-то переживания. Как перевернутая страница (...) Фотография — это итог», — говорит Вертенброк.
Проект «Тандем» — личная история, в которой классический портрет сочетается с пластическими экспериментами и образует поэтичное слияние живописи, скульптуры, элементов дизайна и фотографии. Манон Вертенброк документирует перформативный художественный процесс «выстраивания отношений», фотография в ее проекте становится результатом внешнего, активного взаимодействия с миром и итоговой, суммирующей все составляющие формой воплощения произведения.
Текст: Мария Кокунова
Редактор: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.