Как пригнать машину из Европы в 2018 году? Во что обходится утильсбор и нужна ли кнопка ЭРА-ГЛОНАСС при постановке авто из Западной Европы на учет в РБ?
Ностальгия по временам, когда львиная доля подержанных автомобилей приобреталась белорусами в Западной Европе, несмотря на почти семь лет, миновавших с введения высоких таможенных пошлин, все еще жива среди наших читателей. В итоге, невзирая на весьма привлекательные цены на авто с пробегом в самой Беларуси и огромный ассортимент "бэушки" в соседней РФ, в редакцию с завидным постоянством приходят вопросы о том, во что обойдется пригон автомобиля из Европы сегодня и с чем придется столкнуться потенциальному покупателю.
Итак, предположим, что новый "бюджетник" для вас не вариант, ассортимент отечественного рынка автомобилей с пробегом не устраивает либо после просмотра десятка приглянувшихся подержанных авто, побегавших по белорусским дорогам, ничего соответствующего своим запросам вы не нашли. Ситуация отчасти надуманная, но все же не лишенная оснований.
Китайский "неоригинал", наводнивший рынок запасных частей к автомобилям, в сочетании с солью на дорогах и 5-7 годами эксплуатации в наших условиях лучше подержанные авто, безусловно, не делают. В итоге состояние когда-то горячо любимых белорусами дизельных универсалов, минивэнов и микроавтобусов оставляет желать лучшего. Почему и жив еще интерес к машинам с европейского рынка. И mobile.de, и autoscout24.de, как и раньше, предлагают вниманию потенциальных покупателей несколько миллионов авто с пробегом из различных уголков Западной Европы. И выбирать там есть из чего.
Шенгенская виза нынче не проблема, добраться до той же Германии или Франции относительно бюджетным способом отнюдь не сложно, но главный вопрос наших покупателей - как приобрести хороший европейский автомобиль с наименьшими денежными затратами, особенно в той их части, которая не связана непосредственно с автомобилем? Наиболее болезненные из них - таможенные пошлины и утилизационный сбор. И вот тут приходится вспоминать арифметику.
Таможенные пошлины на подержанные легковые автомобили и подорожавший в последний год по отношению к доллару евро ненавязчиво намекают, что самым оптимальным вариантом покупки в Западной Европе, как и раньше, является легковой автомобиль с двигателем рабочим объемом до 1500 куб.см. При этом, если не смущает рабочий объем до 1000 куб.см, за "кубик" с вас возьмут 1,5 евро растаможки, если же рабочий объем мотора 1001-1500 куб.см - 1,7 евро.
В принципе в плане "аппетитов" таможни ничего не изменилось: 1500-1800 куб.см - 2,5 евро за "кубик", 1800-2300 куб.см - 2,7 евро. Дальше - больше, старше - тоже больше. Для юридических лиц ставки другие, но они тоже не менялись. Правда, с последних в дополнение к таможенным пошлинам возьмут еще и НДС в размере 20% стоимости автомобиля с учетом таможенных платежей.
Поэтому белорусы, весьма искушенные в пригоне машин из-за пределов Таможенного союза, предпочитают завозить в РБ для личного пользования автомобили преимущественно 3-5 лет от роду, причем важен даже месяц производства, с рабочими объемами 1400-1500 куб.см. В итоге максимальный размер таможенных платежей за 1,5-литровый автомобиль 3-5 лет составляет 2550 евро. Если машину ввозит физическое лицо для личного пользования, к этой сумме необходимо добавить стоимость утилизационного сбора в размере 742,5 рубля.
Дешевле всего найти и пригнать автомобиль самостоятельно, но кто-то предпочитает делегировать часть ответственности компаниям, занимающимся поиском и подбором машин в Европе, а также транспортным компаниям. Стоимость подбора и поиска авто в Минске - около 900 руб., транспортировка из Западной Европы в Беларусь - 600-800 евро, из Вильнюса - 250 евро. Подобные услуги, конечно же, уже не столь популярны, но имеют место быть.
По словам специалиста по работе с ключевыми клиентами компании "A-Авто", львиная доля заказов на поиск и подбор автомобилей за пределами РБ сегодня приходится на коммерческий транспорт. Физические лица подбирают для себя автомобили за рубежом 3-4 раза в месяц. Это преимущественно 1,5-литровые дизельные машины 3-5 лет, не поставлявшиеся на рынок РБ: Nissan Qashqai, Renault Laguna, Renault Megane, Scenic и Grand Scenic. Также белорусских покупателей интересуют Volkswagen Sharan и Ford Galaxy, которые приобретают с 2-литровыми дизелями.
Заслуживает внимания и тот факт, что самые привлекательные по соотношению цены и качества предложения в большинстве случаев отыскиваются не в Германии, а во Франции, на открытых и закрытых аукционах, где есть прозрачная история обслуживания и автомобили не готовят к продаже, а предлагают как есть. К тому же в силу того, что 1,5-литровые турбодизели устанавливаются преимущественно на Renault и Nissan, выбор таких машин во Франции гораздо шире.
Что касается систем ЭРА-ГЛОНАСС и Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), то здесь все по-прежнему находится в подвешенном состоянии. СБКТС у физических лиц, ввозящих для личного пользования автомобили с пробегом в возрасте старше трех лет, могут начать требовать уже 1 июля 2018 года, на ЭРА-ГЛОНАСС мораторий продлится до 1 января 2019 года. Как будет предложено решать вопросы с машинами, не имеющими ни того ни другого, пока неизвестно. К примеру, в РФ за установку системы ЭРА-ГЛОНАСС в авторизированных сервисах просят 50.000 рос. руб., да и электронный ПТС там уже не за горами. У нас же пока тишина.
Поэтому, если хотите автомобиль из Западной Европы, приобретайте его с учетом сказанного выше до 1 июля. В стоимости автомобиля наверняка не выиграете, а вот в части состояния машина будет интереснее. Удачных покупок.
Юрий ЛИХУТА
Фото из архива редакции
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber