Вычленять и властвовать - это принцип, хорошо опробованный контролирующими органами. Чтобы найти нарушителей, используются и данные соцсетей, и сообщения "со стороны", и метод "тайного покупателя". Претензий к "арсеналу" и профессиональным приемам нет: ни один здравомыслящий нарушитель не придет к правоохранителям с повинной. Но иногда между молотом контролеров и наковальней злоумышленников попадают простые люди. Каково им тогда приходится?
Последняя шумиха связана с сайтами поиска попутчиков. Нечто подобное уже было пару лет назад, когда Иван Сапоненко подвез из поселка Свислочь пассажира. На подъезде к Минску его машину остановила Транспортная инспекция - в салоне обнаружилось 25 тысяч неденоминированных рублей. Однако состоявшийся после суд установил невиновность водителя.
Тогда мы тоже задались вопросом: неужели водителям нельзя подвозить посторонних людей? И что плохого, если такие попутчики поучаствуют в транспортных расходах? Ситуацию прокомментировал адвокат Илья Латышев. Согласно юридической раскладке такие поездки в любом случае выливаются в получение дохода одной из сторон: если попутчик платит деньги, то со второго раза это превращается в незаконную предпринимательскую деятельность для водителя, если пассажир едет бесплатно, то доход в натуральной форме получает уже он.
Над этим можно было бы посмеяться, если бы не было так грустно. Подобные тиски закона не оставляют вариантов действий для обычных людей.
Поэтому мы спросили наших читателей: "Пользовались ли вы сайтами поиска попутчиков и станете ли это делать теперь?"
Учитывая аудиторию нашего сайта, лидера опроса было легко спрогнозировать. "Не ездил и не собираюсь", - ответили 68% респондентов.
Тех, кто пользовался сайтами попутчиков в качестве водителя или пассажира и при этом не намерен менять свое поведение, набралось одинаковое количество - по 12%.
4% водителей в прошлом теперь предпочтут перейти в категорию пассажиров, а 3% бывших водителей вообще откажутся от идеи подвозить попутчиков.
Наконец, заварушка с сайтами напугала только 1% пассажиров.
Как видим, лишь 7% водителей готовы при нынешней ситуации пересмотреть свое отношение к перевозке посторонних.
Здесь можно было бы и закончить, сказав, что овчинка выделки не стоит, поднятый шум и "хапун" никакого эффекта не дадут, нужно сворачивать эту непопулярную операцию.
С другой стороны, надежно укоренившихся в сфере "подвоза попутчиков" нелегальных перевозчиков тоже нельзя оставить без внимания. И вот здесь уже принципиальное значение приобретает, как это часто у нас бывает, человеческий фактор: если контролеры "заточены" на отработку плана по штрафам, то "хватать" и привлекать можно кого угодно, а для поимки нарушителей разовые карательные операции не подходят.
Примеры добросовестной работы налоговой инспекции тоже есть. Например, контролеры сперва смотрят на сайтах попутчиков предложения по перевозке, отслеживают регулярные поездки, а когда счет идет на десятки рейсов, информация поступает в местные налоговые органы, к водителю подсаживается "пассажир". Такой факт перевозки оборачивается для водителя штрафом и требованием заплатить единый налог (на сегодняшний день это 88,8 руб. в месяц). Он также расписывается в предупреждении о том, что такой вид деятельности облагается налогом. Последующие нарушения водителем закона влекут за собой куда больший штраф и риск конфискации автомобиля.
При таком подходе хотя бы понятно, кого и за что наказывают. А не это ли и есть главная цель любого органа, призванного блюсти исполнение закона?
Жаль, что это тайное знание доступно не всем: завтра мы расскажем истории клиентов сайтов попутчиков, которым "посчастливилось" оказаться между молотом и наковальней.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber