На днях видела результаты исследования - средняя стоимость квадратного метра в России 75 тысяч рублей, а средняя стоимость вещей на этот квадратный метр - 65 тысяч. Вдумайтесь в эти цифры - сколько мы всего храним в своих обычно небольших квартирках!
У наших бабушек и родителей маниакальное желание закупаться объясняется дефицитом в СССР (отсюда вся эта отвратительная одежда "на вырост", десятки банок тушёнки на балконе и прогнившие запчасти в гараже - "вдруг пригодятся").
Мы же - жертвы маркетинга. Я уже писала про очевидные приемы маркетологов. Но в последнее время заметила, что сама ведусь на некоторые неочевидные ходы и думаю при этом "как же выгодно я все это купила".
Вот три, которые я заметила на себе.
1. Купите на 5 000 и получите подарок
Такое предложение очень часто встречается в косметических магазинах. И это отлично работает, потому что косметики много не бывает, а подарки обычно небольшие, но приятные.
Кажется, что это выгодно. Мне тоже долгое время казалось. Ведь ты же покупаешь нужные вещи. Но в один прекрасный момент надо было поменять шкаф в ванной и я разобрала свои пару полок в нем. Там обнаружились запасы геля для душа на ближайшие полгода. И я поняла, что они будут лежат мертвым грузом, захламляя ванну. А вежи потраченные на них деньги могли бы работать.
Да, это совсем немного. Но и миллион рублей складывается из монеток по рублю.
2. Карточки со штампиком за каждую покупку
Обычно штампики ставятся на специальную карту. И где их только не используют - в кофейнях, тех же косметических магазинах, маникюрных салонах, продуктовых сетях и в куче других мест. Обычно после 5 покупок положен подарок. В этой идее нет ничего плохого, часто это даже выгодно (я вот так собираю штампик из Macкафе). Опасность для кошелька наступает, когда на кассе начинают предлагать, докупить что-нибудь, чтобы поставить ещё один штамп. Моя мама в своё время обожала марку Ив Роше. Знали бы вы, сколько блесков для губ, гелей для душа и прочей ерунды было накоплено ради заветного штампа:) И все это для того, чтобы потом получить точно такой же гель бесплатно и пылиться поставить на полку.
3. Бесплатный кофе или подарок просто так.
Да, это тоже маркетинг. В прошлом году в Милане бродя по этим чудесным улицам с магазинами я зашла в бутик духов Aqua di Parma. Невероятно обаятельный продавец (такой английский джентельмен) рассказал про историю компании, дал все понюхать и на прощание подарил цветок.
Тогда я там не купила духи, но боже! Я до сих пор ужасно хочу это сделать. Меня останавливает, что дома ещё десяток флаконов, которых хватит на ближайшие 10 лет.
Ещё один похожий пример. В начале апреля в Петербурге в дождливый, холодный день мы зашли в симпатичный магазин одежды. На входе милые девушки спросили, не хотим ли мы какао с зефирками. Мы, конечно, хотели. Какао было очень вкусным и совершенно бесплатным. Только я провела в этом магазине минут 40, меряя всяческие платья. Ничего не подошло. Тогда я стала думать "может хоть носки купить из вежливости?"
Закончилось все тем, что я прямо в магазин подписалась на их Инстаграм.
Рассказывала эти истории одной даме, которая занимается прайвет-банкингом, и она поделилась секретом: у маркетинга все просчитано. Сколько таких цветков нужно подарить и сколько чашек какао налить, чтобы получить покупку. Причём покупка, скорее всего произойдёт не сразу, но когда-нибудь - обязательно.
***
Я ни в коем случае не призываю быть параноиком. Просто помните, что свобода покупать - это наркотик. И как и с наркотиками, это занятие требует новых доз. И очень часто, это невыгодно.
Мы в прямом смысле не платим за хранение того, что накупили в порыве шопоголизма (мы не арендуем склад, как продавцы). Но мы теряем заранее потраченные деньги. Вместо того, чтобы работать (хотя бы приносить проценты на остаток) они лежат мертвым грузом неиспользуемых вещей.